БЛОГ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА "ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ", УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МАОУ "УРМАРСКАЯ СОШ ИМ.Г.Е.ЕГОРОВА" ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НИКОЛАЕВОЙ КЛАВДИИ АНАТОЛЬЕВНЫ

Поиск по блогу

Лучший практик 2021

Методическая разработка по теме:

«Использования на занятиях кружка QR коды, с применением проблемно-поисковой формы» дополнительного образования

кружка «Лесные робинзоны»

 

 Составила:

Николаева Клавдия Анатольевна,

учитель биологии высшей категории

 

 

 

 

 Урмары 2021

 

 

Автор-составитель Николаева Клавдия Анатольевна, «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации», учитель биологии МАОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»,

 

 

Николаева К.А. «Воздействие человека и его деятельности на животных»: методическая разработка / К.А. Николаева. – Урмары: МАОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова», 2021. -  18с.

 

 

Аннотация

В методической разработке раскрыта методика проведения занятия различными методами и формами: интерактивная занятия-лекция с применением проблемно-поисковой, мультимедиа оборудованием и применением сотовых телефонов. На занятиях интерактивная лекция применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обосновывающих проблематику лекции; обсуждение; проблемные ситуации с демонстрацией QR кода, видеофильма, коллекций, рисунков. Данные методы дают возможность воспитанников принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими сверстниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию воспитанников, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Занятие с разными формами и методами обучения помогает воспитанников лучше усвоить базовые знания по дисциплине, повысить наглядность обучения, систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результаты обучения дисциплине  «Школьное лесничество», «Экология», «Животные».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.      Аннотация………………………………………………………………………2

2.      Пояснительная записка………………………………………………………...4

3.      Ход урока.............................................................................................................9

4.      Литература......................................................................................................14

5.      Приложения....................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Методическая  разработка по теме: «Использования на занятиях кружка QR коды, с применением проблемно-поисковой формы» написана с целью систематизации учебного материала данной темы.

Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы во время кружковых занятий с использованием QR кодов.

 В этой методике раскрыта:

 а) занятия - интерактивная лекция - презентация;

Важность и актуальность данной темы определяется необходимостью накопления знаний в вопросах защиты животного мира. Животные являются консументами в экосистеме играющую роль санитаров и др... В методической разработке показана широкая реализация межпредметных связей, большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует воспитанников на освоение знаний, на протяжении всей интерактивной лекции - с применением проблемно-поисковой формы используется мультимедиосистема и применяется сотовые телефоны, использование слайдов позволяет лучше запомнить информацию и ее конкретизировать. Положительным является и то, что интерактивная лекция – с применением проблемно-поисковой формы, что позволяет воспитанникам высказать собственное мнение, выслушать другие точки зрения и прийти к общему решению. Основная часть включает планирование учебного материала, расследуемые принципы обучения и воспитания, методику проведения занятия, планируемые результаты и способы оценки планируемых результатов обучения. На изучение темы «Воздействие человека и его деятельности на животных» по дополнительной  программой кружка «Лесные робинзоны» отводится 2 час. В процессе изучения темы учащиеся должны знать: об особо охраняемых видов Чувашской республики и о охраняемых территориях; должны уметь: использовать QR коды и находить информацию самостоятельно.

На занятиях интерактивная лекция – с применением проблемно-поисковой формы, преследуются следующие цели:

1. Обеспечение наглядности учебного процесса.

2. Повышение мотивации воспитанников.

3. Экономия времени занятия.

 4. Увеличение объема нового материала на уроке и сокращения времени на его объяснении.

Теоретический материал лекции, представленный в виде слайдов структурирован строго с учетом воспитательной программы. Яркий иллюстрированный материал наиболее наглядно и доходчиво, с помощью интересных рисунков и схем, с помощью преимущественно зрительного восприятия должен привлечь внимание воспитанников к лекции и вызвать максимальную заинтересованность. Изложение лекционного материала с помощью метода QR кода значительно расширяет возможности изложения материала. Высокая иллюстрированность изложенной проблемы, наглядность понятий и формулировок значительно повышает интерес воспитанников к занятию. Преимущественно зрительное восприятие текста позволяет учащимся не механически переписывать информацию, а осмысливать и запоминать. Рисунки, схемы, и другие иллюстрации помогают более наглядно отразить межпредметные связи с обеспечивающими дисциплинами.

Реализуемы принципы обучения и воспитания.

 1. Принцип научности –это предусматривается программой дисциплины, в которую периодически вносятся изменения, дополнения, уточнения. Формирование у воспитанников научных экологических понятий. Отражение научных достижений в сохранении исчезающих, перспектив ее развития.

2. Принцип систематичности и последовательности - этот принцип означает строгое, логическое, последовательное овладение знаниями, умениями, навыками и одновременное применение их на практике. На интерактивной лекции – проблемно-поисковой формой воспитанники получают новые знания, углубляют и расширяют имеющиеся у них знания, активно участвуют в решении проблем.

 3. Принцип связи обучения с жизнью – эта тема очень тесно связана с жизнью. Человек использует животных как продукт питания, не замечая, что некоторые виды сокращаются. В таких условиях перед воспитанниками встают проблемы: как сохранить исчезающие виды?

4. Принцип сознательности и активности. Этот принцип означает овладение воспитанниками программным материалом, его понимание и осмысливание, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях. Сознательное обучение невозможно без активности и самостоятельности учащихся.

5. Принцип наглядности обучения. Огромную роль играет в усвоении материала наглядность. Его реализацией активируется и поддерживается внимание, облегчается запоминание. Наглядность способствует закреплению знаний, повышает интерес к ним, позволяет конкретизировать теоретические положения.

6. Принцип доступности. Этот принцип предполагает изучение материала с учетом уровня теоретической подготовки воспитанников. Поскольку при изучении этой темы используется много наглядности в виде слайдов и QR кода, то воспитанники легче усвоить материал.

7. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Этот принцип формирует у учащихся научное мировоззрение, вырабатывает сознательное поведение на занятиях, воспитывает экологическое мышление, убежденность в необходимости получаемых знаний, важности знаний о исчезающих видов, вырабатывается профессиональный подход к вопросам Красной книги. Это очень важные качества для специалиста лесного хозяйства, эколога, биолога. Развиваются и мыслительные способности. На занятиях  воспитанники постоянно думают над заданными им вопросами в процессе интерактивной лекции – презентации. Кроме этого, на занятиях часто применяют проблемные ситуации, которые также заставляют воспитанников думать, анализировать, сравнивать.

8.Принцип целенаправленности. Этот принцип означает четкую целенаправленную воспитательную работу.

9. Принцип прочности означает сознательное усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков на основе активной и самостоятельной деятельности.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: интерактивная лекция - презентация с применением проблемно-поисковой формы.

Цель занятия: изучить различные формы воздействия человека на мир животных и выработать умение прогнозировать результат этого воздействия, и расширить знание о  животных, находящихся в красной книге Чувашской Республики.

Задачи занятия: Образовательные.

Пополнить и укрепить знания воспитанников о способах и формах воздействия человека на животных;

расширить представление воспитанников о взаимосвязи всех компонентов природы и их взаимном влиянии друг на друга;

познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё занесены;

Развивающие.

Развитие знаний о природе родного края, исчезающих видах животных, обитающих на территории нашей Республики.

Продолжить формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач занятия, анализ, обобщение, сравнение, самоанализ и самооценка, делать выводы и обобщения.

Воспитательные.

Продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности. Воспитывать у воспитанников бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

Предметные: воспитанники получат знания о способах и формах воздействия человека на животных.

Метапредметные: выполнять самостоятельные работы под руководством учителя; воспитанник продолжат отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией из интернета по QR коду и на основе полученных данных делать выводы.

Личностные: продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе. Оценивать свои знания и умения.

Тип занятия: комбинированный

Основные понятия занятия: Красная книга, QR код, исчезающие виды, Заповедник Присурский, фауна и флора.

Деятельность воспитанников: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с карточками; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении Членистоногих по сравнению с Моллюсками.

Оборудование:  Компьютер, видеопроектор, экран, сотовые телефоны установленной программой QR код.  Учебные таблицы, коллекции животных с фрагментами их местообитания и продуктами их жизнедеятельности (медоносная пчела, тутовый шелкопряд и др.), учебник, тетрадь, Красная книга Чувашской Республики (Том 1и том 2)

Межпредметные связи: экология, география, литература, и информатика.

Занятия проходить в кабинете лесничества.

Методы обучения:

·         словесный (беседа);

·         наглядный (видеофрагменты, презентация);

·         практический (постановка и решение практической проблемы, обращение к жизненному опыту учащихся);

·         проблемно-поисковый (подготовка сообщений);

План занятия:

1.      К чему может привести такое отношение людей к природе?

2.      Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное?

3.      В зависимости от состояния и степени угрозы для популяций видов, занесенных в Красную книгу Чувашской Республики, какие  категории имеется?

4.      Можете ли вы привести свои примеры воздействия человека на природу, на животных? Как вы оцените это воздействие?

5.      Какие взаимодействия на фауну бывает?

6.      Возможен ли отказ человека от промысловой добычи?

7.      На каких животных охота в Чувашии запрещена?

 

 

 

Этапы занятия: I . Организационный момент (3 мин.).

II . Актуализация знаний (8 мин.).

III. Открытие новых знаний (18 мин.).

 IV. Рефлексия (3 мин.)

V . Домашнее задание (5 мин.).

VI. Итоги урока.

 Самооценка детьми своей деятельности (3 мин.)

 

На занятиях – интерактивная лекция – с использованием проблемно-поисковой формы преследуются следующие цели:

1. Обеспечение наглядности воспитательног процесса.

 2. Повышение мотивации воспитанников

3. Экономия времени занятия.

4. Увеличение нового материала на занятиях.

5. Рисунки, схемы, таблицы, сообщения.

 

Этап занятия: Организационный момент

Задача: подготовить учащихся к работе во время занятия

Деятельность педагога: создала благоприятный эмоциональный настрой, обеспечила быстрое включение воспитанников в деловой ритм, добилась установки внимания всего коллектива.

 Деятельность воспитанников: настроились на работу во время занятия.

 Этапы занятия: тема и цели занятия, актуализация знаний.

Задача: активизировать необходимые знания для дальнейшей работы с новым материалом.

Деятельность педагога: организовала работу по актуализации опорных знаний и направила познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Деятельность воспитанника: свободно активизировали необходимые знания Этап занятия: Актуализация знаний

Задача: активизировать необходимые знания для дальнейшей работы с новым материалом занятия.

Деятельность педагога: организовала работу по актуализации опорных знаний и направила познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Деятельность воспитанников: свободно активизировали необходимые знания.

Этап занятия: Открытие новых знаний

Задача: дать воспитанникам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от воспитанников осознания последствий, которые оказывает благоприятное воздействие на животных.

Деятельность педагога: создала учебную проблемную ситуацию на занятиях; дала четкую установку на работу; организовала учебное сотрудничество детей при решении ответа на проблемный вопрос; подвела итог их работы.

 Деятельность воспитанников: воспитанники решили учебную задачу - «добыли» в полном объеме новые знания.

Этап занятия: Рефлексия

Задача: проверить глубину понимания учащимися учебного материала.

Деятельность педагога: организовала проверку, привлекала класс к оценке их ответов; по ходу проверки устраняла пробелы в понимании воспитанников нового материала.

Деятельность воспитанников: демонстрируют свои знания: что знали и что узнали на занятиях.

Этап занятия: Итоги урока

Задача: подвести итоги урока.

Деятельность педагога: предложила ученикам подвести итоги урока. Деятельность воспитанников: ученики объективно анализируют результаты занятия.

 

Ход занятия

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся).                                          

Педагог. Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас и надеемся на продуктивную работу.

 

2. Актуализация знаний. (Слайд 1-2)

(Для того чтобы перейти к  теме, учащиеся слушают рассказ).

Педагог: - Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу…

Как – то раз пошли мальчишки в лес по ягоды. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. Ау ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери.

- Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.)

 - Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают)

- Правильно, ребята. Как Вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая)

 - Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких.

 - Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?

(Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)

- К чему может привести такое отношение людей к природе?

 ( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)

 - Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное)

 - Чтобы животные не исчезли надо их…?

- Кто догадался, как называется тема урока?

 Формулирование темы и задачи урока

- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Воздействие человека и его деятельности на животных»

Проблемный вопрос: Можете ли вы сказать, что владеете полной информацией по данной теме? Что еще необходимо узнать?

 

3. Открытие новых знаний. (Слайд 3-4)

 

Педагог: А знаете ли вы, что, начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Многие животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли.

А что теперь должны сделать люди, и в частности мы с вами, чтобы как-то исправить причиненный природе ущерб?

Вы все верно называете, все это будет делать человек для того, чтобы защитить и охранять природу  и животных.

Педагог: Когда вы говорили о мерах, которые предпринимает человек для спасения природы, вы назвали  «Красную книгу».

Вопрос: В зависимости от состояния и степени угрозы для популяций видов, занесенных в Красную книгу Чувашской Республики, какие  категории имеется? Для этого зайдите, поэтому QR коду и найдите информацию.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:                                                                                          

1.      Возьмите мобильный телефон с камерой

2.      Запустите программу для сканирования кода

3.      Наведите объектив камеры на код

4.      Получите информацию!

 

 

 

 

 

 

№1Красная книга Чувашской Республики

№2 Животные Красной Книги

Какие категории имеется в Красной книге Чувашии (Ответы детей)

Какие животные занесены в Красную книгу Чувашской республики (Ответы детей)

Педагог: Взаимодействие человека на животный мир постоянно усиливается и становится все более разнообразным: от обычной охоты – до прокладки железнодорожных и автомагистралей, от распашки целинных и залежных земель  - до рукотворных морей и водохранилищ, от строительства городов – до использования сильнейших ядохимикатов. Масштабы преобразования природных комплексов грандиозны. Прокладывая нефтепроводы и газопроводы, пролетая над нехоженой местностью, человек вторгается в мир животных, в существующие многолетние взаимосвязи в биоценозах. Многие животные не выносят даже малейшего шума. Для других особей местом становятся автомобильные трассы. Для третьих – появление человека означает преследовании и истребление.

Педагог: Вопрос учащимся:

Можете ли вы привести свои примеры воздействия человека на природу, на животных? Как вы оцените это воздействие?

Но не только красная книга помогает защитить животных. Существуют специально организованные места, в которых животные или  растения могут находиться под охраной государства. Но чтобы в них попасть нам нужно пойти особым способом:

Просмотр учебного видеофильма:1. Заповедник Присурский

Просмотр учебного видеофильма:2. На базе заповедника "Присурский" откроют визит-центр…

 

Итак, как вы думаете после просмотра фильмов какой вывод сделаем? Какие взаимодействия на фауну бывает? (Ответы детей)

Педагог: Обычно различают два типа взаимодействия на фауну – прямое (когда уничтожаются особи вида) и косвенное (когда сами животные не истребляются, но изменяется среда их существования и животные вынуждены уйти или погибнуть). По последствиям второй тип значительно опаснее. Например, осушение  болот, распашка целинных земель, вырубка лесов приводят к тому, что резко сокращаются ареалы диких копытных. Вслед за ними сокращается поголовье хищников, растет численность грызунов. Уничтожение воробьев в Китае способствовало росту числа насекомых - вредителей, паразитов и опасных болезней.

            Ликвидация волка в Канадских северных территориях сначала привела к росту численности оленей, но затем к распространению среди них болезней  и резкому сокращению их численности.

            Правда, существуют и положительные примеры деятельности человека. Фактически восстановлена численность  сайгака, соболя, бобра, морского котика (Слайд).

 

Физкультминутка (Слайд 7)

           

Педагог: Что такое промысел? (Ответы детей)

Промыслы – наиболее древние виды воздействия человека на природу. Промыслом называют изъятие человеком из природы животных  путем отлова и добычи. Промыслы различаются по названию группы животных или продуктов их жизнедеятельности. Например, пушной промысел, рыболовство, бортничество, промысел крабов, устриц, трепангов, жемчужниц и др. Положительным воздействием человека на животных является одомашнивание некоторых видов для получения от них различных продуктов и полезных веществ (демонстрация коллекций, а также на слайдах «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд», на которых представлены сами животные и продукты их жизнедеятельности, используемые человеком).

            Выделяются группы животных, которых считают промысловыми. Например, промысловые птицы и звери России.

Любой промысел может быть удачным при условии хорошего знания биологии животного, влиянии на его активность климатических факторов, его следов, излюбленных мест обитания, кормления, брачного поведения и т.д.

Педагог: Проблемный вопрос:    (Слайд 7-9)

Возможен ли отказ человека от промысловой добычи? (Ответы детей)

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу: промыслы экономически выгодны, так как человек не затрагивает средств на разведение и рост  животных, а изымает их из природы ежегодно. Однако для длительных промыслов необходимо соблюдать главное условие – численность добываемых животных должна восстанавливаться за счет их размножения.

В нашей стране, как и во многих других странах, некоторые виды промыслов в связи с необходимостью охраны животных полностью запрещены. Например, промыслы китов и дельфинов. (Демонстрация слайдов).

На каких животных охота в Чувашии запрещена? (Слайд11)

В республике обитают очень редкие животные. В сезон охоты Минприроды Чувашии просит людей быть внимательнее. Любой охотник должен знать, в кого он целится. Нужно уметь определять краснокнижных птиц и животных, охота на которых в Чувашии запрещена. Об этом сообщают в пресс-службе Минприроды республики.  Под внимание попадают те краснокнижные животные и птицы, которые постоянно обитают или встречаются на территории Чувашии и в которых заинтересованы охотники. А именно: (слайд)

Птицы

Млекопитающие

  • гусь серый;
  • казарка краснозобая;
  • пискулька;
  • пастушок водяной;
  • веретенник большой;
  • гаршнеп;
  • дупель;
  • кроншнеп большой;
  • улит большой;
  • горлица кольчатая;
  • горлица обыкновенная;
  • клинтух.
  • бурундук сибирский;
  • летяга;
  • суслик крапчатый;
  • хомяк обыкновенный;
  • хомячок серый;
  • медведь бурый;
  • выдра;
  • горностай;
  • норка европейская;
  • хорь светлый;
  • рысь;
  • косуля сибирская.

Сообщения воспитанников:

Сообщения №1 «О пользе птиц, обитающих в нашей местности». Рассказывает о птицах, обитающих в Чувашской Республике, о том, какую пользу приносят они природе, а также о способах их привлечения и защиты, о необходимости подкармливать птиц зимой, используя специальные кормушки.

Сообщение №2 «Что такое браконьерство и в чем его вред, о мерах борьбы с браконьерством»

Сообщение №3 «О диких млекопитающих, обитающих на территории Чувашской Республики».

 

4. Подведение итогов.

В ходе занятия воспитанники приходят к выводу, что человек может оказывать и оказывает существенное воздействие на животных, это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Человек должен бережно относиться к животному миру, так как любые непродуманные, а тем более умышленные действия могут привести резкому сокращению численности отдельных животных и даже к их полному исчезновению.

 

5. Рефлексия (Слайд 11-12)

Оцени свою работу на занятиях, нарисовав в тетради один из следующих условных символов:

1) «Звездочка» - я хорошо работал на уроке и изученная тема мне абсолютно понятна

2) «Квадрат» -  я хорошо работал, но у меня остались вопросы, ответы на которые я найду в учебнике самостоятельно

3) «Треугольник» - пока я работал не очень хорошо, но я буду стараться.

-Предлагаю завершить занятия «Песенкой друзей природы».

 (Все дети выходят к доске, берутся за руки и исполняют песню)

ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ (Слайд 13)

 1. Ничего на свете лучше нету,
 Чем беречь любимую планету.
 Чтоб деревья землю украшали,
 Чтоб цветы повсюду расцветали.

 2. Мы свое призванье не забудем:
 Помогаем птицам, зверям, людям.
 Мы хотели б, чтобы птицы пели,
 Чтоб леса зеленые шумели. 

 3. Пусть цветет цветочная поляна,
 Вырастают сосны-великаны.
 Будет чистым небо голубое,
 В этом мире мы нужны с тобою

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова: Как организовать дополнительное образование детей в школе? – М.: АРКТИ, 2005. — 288с

2.      С.А. Молис: Книга для чтения по зоологии: Пособия для учащихся. -М.: Просвещение, 1981. -224 с.

3.      Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова., С.Е. Назарова и др. Профессионализм методиста, или один в пяти лицах: Методическое пособие /. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат: ИРПО, 2012. – 223 с

  1. Код доступа:  https://minpriroda.cap.ru/action/activity/ohranakontrolj-i-regulirovanie-ispoljzovaniya-obje/krasnaya-kniga-chuvashskoj-respubliki- Красная книга Чувашской Республики. Том 1. Часть 2. Животные (2010 г.)

5.      Код доступа: https://rostov.rpamu.ru/Media/rostov/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/interaktiv.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

№1

№ 2

 

Заповедник Присурский

"Присурский" откроют визит-центр

 

 

 

№1

№ 2

 

Заповедник Присурский

"Присурский" откроют визит-центр

 

 

 

 

 

Приложение №2

Сообщения №1 «О пользе птиц, обитающих в нашей местности».

Дятлы – птицы черные с красными пятнами на голове и брюшке. Имеют крепкий клюв и гибкий язык почти такой же длины, как и клюв.

      В начале марта дятел начинает стучать по дереву и привлекает самку. Гнезда не строят, а выдалбливают дупла. В них и откладывают от 2 до 8 яиц, которые будут лежать на трухе на дне дупла. Родители сидят на яйцах по очереди.

      Кормят птенцов очень часто: за день прилетают с кормом до 300 раз. Они быстро перелетают с дерева на дерево и достают корм из-под коры, клювом добираются до ходов, в которых находятся личинки и насекомые. Длинным языком, покрытым щеточками и смоченным в липкой слюне, дятел легко достает добычу из этих ходов.

      Зимой питается семенами хвойных деревьев. Для извлечения семян дятел выдалбливает в стволе дерева небольшое углубление, в него помещает сорванную шишку, затем шелушит ее, доставая семена. Пустую шишку выбрасывает. Считают, что за день он вышелушивает по 100 шишек, а за зиму возле этого места будут лежать несколько тысяч шишек.

 

Сообщения №2 «О пользе птиц, обитающих в нашей местности».

Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих рядом с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.

Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Самец воробья отличается от самки наличием большого черного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб, верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы.

Строение глаз воробья таково, что птицы видят мир в розоватом цвете. Сердце воробья делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя, а во время полета до 1000 ударов в минуту. При этом, сильный испуг чреват для птицы даже смертельным исходом. Температура тела воробья около 40 градусов. Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.

По ряду наблюдений, воробьи образуют пары фактически на всю жизнь.

Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет еще в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьев составляет 9-21 месяц.

Кладка воробья состоит из 4-10, чаще 5-7, белых яиц с буроватыми крапинками и пятнами, насиживание которых занимает 11-13 дней.

Воробьи очень плодовиты и в течение лета в северных районах выводят два, а в южных три выводка.

Молодых воробьев с их желтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками». Через 10 дней после вылупления птенцы воробья вылетают из гнезда.

Питаются воробьи семенами. Обожают подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Но малышей воробьи кормят нежным мясом гусениц, бабочек. Польза воробьев, заключающаяся в уничтожении вредителей уравновешивает некоторый вред, приносимый едоками зерна.

Воробьи ведут оседлый образ жизни.

Сообщения №1 «О пользе птиц, обитающих в нашей местности».

Синица. Спинка у нее желтовато-зеленого цвета, брюшко  желтое с широкой черной полосой  - кажется, будто синичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной  шапочкой. Видите, верхняя сторона головы, бока шеи, горло и прилежащая блестяще-черные, а бока головы белые. Крылья серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый с голубоватым налетом.

Живут синицы в разных лесах, по берегам водоемов. Гнезда устраивают в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, в старых гнездах белок. Часто встречается в крупных городах и других населенных пунктах, в садах, в парках.

Питаются синицы мелкими насекомыми, жуками. Тем самым они приносят большую пользу, уничтожая большое количество вредителей леса. Осенью синицы поедают семена, ягоды, плоды.

Сообщения №3 «О пользе птиц, обитающих в нашей местности».

Обыкновенный ворон – один из крупнейших представителей отряда Воробьинообразные. Длина тела 60-65 см. Самцы крупнее самок. Масса самцов 1100-1560г, самок – 798-1315. Окраска однотонная, как у вороны и грача, но от последних ворон легко отличается своим крупным размером. Оперение черное, с синеватым и зеленоватым отливом. Основания мелкого пера сероватые. Перья зоба заострены. Клюв острый и сильный, черного цвета. Когти сильные, загнутые. Хвост клиновидный. Полет ворона похож на полет хищной птицы.

Рацион ворона разнообразен. Ворон – всеядная птица. Главное место в питании занимает падаль, которой ворон кормится на свалках. В этом отношении ворон выступает как санитарная птица. Охотятся вороны, кроме того, в степях, граничащих с лесом, на морских и речных побережьях. В перечисленных угодьях ворон питается падалью, насекомоядными млекопитающими и грызунами, яйцами, птенцами, рыбой, насекомыми.

 

Сообщение №3 «Что такое браконьерство и в чем его вред, о мерах борьбы с браконьерством»

Понятие «браконьерство» происходит от французского слова «braconnier», первоначально означавшего «псовый охотник». Теперь под этим словом понимается немного другое, а именно – охота, промышленное рыболовство, любительская рыбная ловля, вырубка леса, сбор растений и прочие действия, нарушающие законодательство об охране окружающей среды. Из-за браконьерства многие виды животных уже вымерли или находятся под угрозой вымирания, ведь браконьеры не обращают внимания ни на охранный статус биологических видов, ни на сезон запрета на охоту, ни на разрешённые квоты на отстрел животных. От этого не только сокращается разнообразие биологических видов, но и страдает экономическое благосостояние большого числа регионов Земли. В Шумерлинском районе Чувашии возбуждено уголовное дело по факту незаконной охоты на территории государственного природного заказника. Фигурантом дела стал 71-летний охотник. Факт незаконной охоты был выявлен в заказнике «Пойма реки Сура». Злоумышленник был задержан при попытке забрать из установленного капкана с приманкой самку куницы. Правоохранители отмечают, что 71-летний подозреваемый имеет разрешение на добычу пушнины и занимается данным промыслом с 1965 года.

Сообщение №3 «О диких млекопитающих, обитающих на территории Чувашской Республики».

По последним подсчетам Министерства природных ресурсов, в Чувашии увеличилась популяция кабанов, лосей, косуль. Этого удалось добиться и благодаря работе егерей и охотоведов республики. Чтобы звери не голодали и не покидали привычные места обитания, они их постоянно подкармливают. Такие "гуманитарные обеды" помогают сохранить основное поголовье и молодняк, удерживает их от миграции.

Таких звериных кормушек по всей Чувашии больше ста. Для общедоступных угодий Порецкого района в этом году заготовили 5,5 тонн зерна. Этого хватит, чтобы дикие животные спокойно пережили зиму. Цель у егерей - не раскормить, а сохранить у животных память о хлебном месте, чтобы они задержались на территории подольше. На пиршество обитатели леса обычно заходят ночью. Увидеть их днем - большая удача. Зато по оставленным следам можно примерно подсчитать, сколько особей приходило на полянку.

О том, что лоси здесь были буквально пару часов назад говорят и обглоданные стволы деревьев. Александр Архипов уже 40 лет ведет охрану угодий Порецкого района и подкармливает диких животных. В этом году его признали лучшим охотоведом Чувашии. Сегодня он завёз в лес особое лакомство для лосей - соль. Молодняку она необходима для укрепления костей, а быкам для роста рогов.

По последним подсчетам на территории Чувашии сейчас обитают более тысячи лосей. Это подтверждают и специально расставленные по лесу фотоловушки и видеокадры, случайно пойманные на телефон. Особенно им полюбились Ибресинский, Порецкий и Алатырский районы республики. Очередной подсчет диких животных в Чувашии проведут в феврале. Эти данные помогут определить квоту на добычу зверей и регулировать их численность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Таблица №1 Участие в олимпиадах, слетах, конкурсах, научно- практических конференциях

 

Мероприятия

Уровень (Всероссийский, региональный, муниципальный)

Участник

Достижения

1

Конференции «Подрост»

Всероссийской

Димитриева Ольга

Иванова Ксения

Назарова Ольга

Призеры и победители  заочного этапа и участие на очном этапе

2

Проект Глобаллаб

Всероссийской

Все члены кружка

Выполняют различные проекты

3

«Посади дерево и сохрани его»

Республиканский

Все члены кружка

Победители и призеры

4

Лесная олимпиада

Республиканский

 

 

Муниципальный

Тимофеева Есения

Мясников Андрей

Зобова Маргарита

Тимофеева Есения

Мясников Андрей

Зобова Маргарита

Матвеева Алевтина

Алексеева Юлия

Данилов Вячеслав

Колодзинская Ангелина

Победитель

Участник

Участник

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

5

НПК по экологии в номинации «Лесоводство»

Республиканский

 

 

Муниципальный

Иванова Ксения

Иванова Елена

Назарова Ольга

Иванова Ксения

Иванова Елена

Дмитриева Ольга

Васильева Анна

Васильева Даша

Матвеева Алевтина

Тимофеева Есения

Победители и призеры каждый год

6

Слет школьных лесничеств

Республиканский

Все члены кружка

призеры каждый год

7

Экологическая сказка

Республиканский

Муниципальный

Все члены кружка

Победители и призеры каждый год

8

Газета школьного лесничества

Республиканский

Все члены кружка

Участие

9

Удивительный мир насекомых

Республиканский

Зобова Маргарита

Андреева Ангелина

Степанов Александр

Семенова Ангелина

Михайлова Анна

Победители

10

Знатоки родного края

 

 

 

 

 

Республиканский

Зобова Маргарита

Андреева Ангелина

Степанов Александр

Семенова Ангелина

Михайлова Анна

Призеры

 

 

 

 

 

11

Большие вызовы

Республиканский

Волкова Анна

Степанова Валерия

Морозова Вика

Викторова Анна

Призеры

 

Таблица №2 Мониторинг участие и достижений за 2 года

Ф.И.О.

Конкурсы количества

1

Тимофеева Есения

16

2

Назарова Ольга

16

3

Иванова Ксения

18

4

Иванова Елена

18

5

Матвеева Алевтина

16

6

Данилов Вячеслав

9

8

Мясников Андрей

11

9

Степанов Александр

4

10

Волкова Анна

8

11

Бабаева Настя

4

12

Иванов Данил

9

13

Алексеева Юлия

7

14

Колодзинская Ангелина

7

15

Зобова Маргарита

5

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий