БЛОГ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА "ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ", УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МАОУ "УРМАРСКАЯ СОШ ИМ.Г.Е.ЕГОРОВА" ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НИКОЛАЕВОЙ КЛАВДИИ АНАТОЛЬЕВНЫ

Поиск по блогу

О НАШЕМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ


Всероссийский заочный смотр-конкурс школьных лесничеств
«Лучшее школьное лесничество»



Номинация «Лесовосстановление»


Школьное лесничество «Лесные робинзоны»





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики










Руководители: специалист организации лесного хозяйства – Емельянов Ю. П. и педагог МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»- Николаева К.А.









Урмары 2022

Введение
В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека.
 Михаил Пришвин
Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки.
Вот почему именно учителю отводится ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живем.  Учитель должен стать проводником нового мышления – экологического, способного при условии высочайшей нравственности образованности, культуры и профессионализма вывести человечество из экологического тупика. Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, уме­ний и навыков, необходимых для существования в современном обще­стве, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся услови­ях, участвовать в планировании социального развития, учиться предви­деть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем. 
В осуществлении этих задач происходит не только на уроках биологии, но и внеурочных занятий – это кружки, объединения и т.д. Для реализации процесса становления ценностных ориентаций подростков в социально значимой деятельности экологической направленности, нами в течение ряда лет успешно внедряется социально-педагогическое партнерство, организованное  на базе МБОУ «УСОШ им. Г.Е. Егорова»  пос. Урмары и КУ  «Канашского лесничества». Объединение – школьное лесничество «Лесные робинзоны».
Цель: формирование социально-активной личности средствами школьного лесничества.
   Задачи:
образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы государственного лесного фонда; овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, Лесовосстановление, лесоинвентаризации, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней; опытническое дело, постановка экспериментов и лесных исследований по методикам и программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений; 
воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию; 
социальные: развитие у учащихся социальной активности, через оказание помощи организациям, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных мероприятий; улучшение социальной адаптации подростков в трудовом коллективе и обществе, развитие осознанного интереса к производительному труду, профессиональная ориентация;
пропагандистские: организации и проведение профилактических мероприятий по охране и защите государственного лесного фонда; пропаганда среди школьников населения знаний о лесе и его обитателях, налаживание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации;
практические: овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий (охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, посадка и посев леса, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана и расселение муравейников, выявление и охрана редких растений, животных и птиц, памятников природы). 
Краткая история создания школьного лесничества
В мае 2012 года было создано школьное лесничество на базе МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова» (рук. Николаева К.А.) БУ «Канашского лесничества» (квартал 98,99,100 Янтиковского участкового лесничества, карта- схема №2).
В 2012 году было разработано нормативно-правовая база: договор о сотрудничестве, положение о школьном лесничестве, определены основные направления работы.
Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов  с 11 –18 лет (5-11 классы), но количественный состав непостоянен. Избрали актив из ребят: Председатель совета школьного лесничества, Заместитель председателя, Член совета.
Робинзонами называют людей, оказавшихся с природой один на один. Выйти победителями из сложных ситуаций им помогают сила духа, хорошая физическая подготовка, и конечно же, знание природы. Ведь в лесу есть все, что нужно для жизни человека.

Наш девиз:
Наша эмблема:
Мы лесные робинзоны.
Соблюдаем все законы.
Родную землю мы спасём.
И новых друзей найдём.

Канашское лесничество расположено в восточной части республики на территории Канашского, Красноармейского, Урмарского и Янтиковского муниципальных образований. Протяженность лесного фонда с севера на юг составляет 18 км, с востока на запад - 15 км.
Таблица 1
N
п/п
Наименование участкового лесничества
Наименование административного района (муниципального образования)
Общая площадь, га
1
2
3
4
1.
Канашское
Канашский
7323
Янтиковский
791
Красноармейский
253
Итого
8367
2.
Тобурдановское
Канашский
4233
Янтиковский
6059
Итого
10292
3.
Шихранское
Канашский
8977
Итого
8977
4.
Янтиковское
Урмарский
5556
Янтиковский
5472
Итого
11028
Всего
38664

Карта-схема№1 Чувашской Республики с выделением территории Канашского лесничества
Карта – схема №2 Территория школьного участка
1.     Производственная деятельность школьного лесничества за
2018 год
Таблица №1Виды деятельности
Деятельность
(га) (шт) (кг)
1
Посадка лесных культур древесных пород

Весна и осень – 1 га
2
Уход за сеянцами в питомниках (порода, вид, работы)
0,5
Дуб, лиственница, сосна
3
 Посадка кустарников, деревьев
1 га
4
 Заготовка семян, шишек, плодов (древесные и кустарниковые породы)
Шишки туи – 5 кг
Шиповник -5 кг
Липа – 3 кг
Дуб -38 кг
5
Облесение оврагов, балок, прочих неудобных земель
0,5
6
Посев семян древесных пород
Дуб, лиственница, сосна
7
Очистка территории
4 га
8
Площадь озелененной территории в течение отчетного периода
2 га
9
Сбор лекарственных трав
Земляника, цикорий, цветки  липы. Мать –и -Мачиха





Таблица №1(а) Фотография
Заготовка семян, шишек, плодов
Заготовка семян, шишек, плодов
Посадка кустарников, деревьев


Посадка кустарников, деревьев
Посадка кустарников, деревьев
Очистка территории

Заготовка семян, шишек, плодов
Посадка кустарников, деревьев
Заготовка семян, шишек, плодов
Заготовка семян, шишек, плодов
Очистка территории
Посадка кустарников, деревьев

Ежегодно обучающимися проводиться посадка деревьев и кустарников на территории школьного лесничества и по овражным местам.
Весной и осенью 2018 года обучающимися нашей школы было высажено саженцы дуба, сосен, ели, лиственницы, березы,  рябины, ивы. Площадь озелененной территории в течение отчетного периода  составляет - 2 га.

2.     Укрепление материально-технической и учебно-
производственной базы школьного лесничества в 2018
году
Одним из условий реализации основных направлений деятельности школьного лесничества является создание его материально-технической базы.
Таблица№2
Материально-техническая база
Количество
1
Лопаты Колесова
10 шт.
2
Штыковые лопаты
25 шт.
3
Ведра
25 шт.
4
Стенд на втором этаже
2 шт.
5
Кабинет № 212
1
6
Высотомер
2
7
Форма
30 шт.
8
Наглядные пособия (коллекция насекомых и гербария лекарственных растений и др.)
30 шт.
9
Микроскопы
15 шт.
10
Карманные микроскопы Фолдоскоп
40 шт.
11
Наборы для измерения чистоты воздуха, почвы и воды
15 шт.

3.     Выпуск газеты школьного лесничества по тематике
Лесовосстановление (перечислить темы отчетного периода)
1.Пусть растет туя!
Туя является одним из самых популярных видов вечнозеленых растений, которое используется для ландшафтного дизайна. Одно из главных достоинств этой культуры — нетребовательность к качеству почвы и условиям содержания, но для хорошего развития необходимо принимать во внимание ее особенности и учитывать их при посадке или при размножении растения из семян. Так объяснил нам лесничий Емельянов Юрий Петрович и дал задание нашему классу собрать 1 кг семян туи. Мы с охотой взялись за дело. У нас вышло больше одного килограмма. Мы чистили семена после уроков, на перемене. Некоторые одноклассники взяли себе немного семян, чтобы посадить это дерево дома. Ведь туя способна оживить участок в любое время года. Это дерево также считается целебным при различных заболеваниях. Поэтому, я считаю, туя должна расти везде. Пусть растет и радует нас своей красотой! (Автор Иванова Анастасия)
3. Команда «Лесные робинзоны» - призеры экологического квеста.
4. Команда «Лесные робинзоны» победители «Удивительный мир насекомых.
5. Команда «Лесные робинзоны» призеры экологической сказки.

6. Команда «Лесные робинзоны» - призер республиканского конкурса детских экологических театров «Там, на неведомых дорожках…»

7. Команда "Лесные робинзоны"- победитель республиканского фестиваля экологических сказок" В тридевятом царстве"
8. Кружковцы школьного лесничества заняли I место во II Республиканской орнитологической викторине "Встречаем птиц"
9. Экологическая акция "Скворцы прилетели"!
10. Команда "Лесные робинзоны"- победители и призеры XIV республиканской лесной олимпиады.
11. Команда школьного лесничества "Лесные робинзоны" приняла участие в республиканском слете «ВМЕСТЕ МЫ ЕДИНЫ!».
12. Итоги XXV республиканской научно-практической конференции обучающихся по экологии.
13. Экологический субботник «Чистый лес».
14. Первые цветы!
15. Птицы наши друзья!
16. Питомник – это наше будущее!
17. К акции «Посади свое дерево» присоединились обучающиеся школы.
В рамках экологической акции «Посади свое дерево» обучающиеся МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» вышли на благоустройство территории школы. Участники акции посадили сеянцы сосны.  Саженцы были предоставлены  «Канашское лесничество». Все мы знаем, что зеленые насаждения очищают воздух от пыли и газов. Большинство растений выделяет летучие и нелетучие вещества — фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие и др. Акция продолжается!
«Давайте сохраним природу вместе!». Призывает всех  школьников к акции «Посади свое дерево» -   Школьное лесничество «Лесные робинзоны»! 

Анализ деятельности.
Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используем для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.
На закреплённой территории учащиеся летом и зимой выполняют плановую работу. Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.
На счету нашего лесничества много хороших дел. За нами закреплено кварталы – 98, 99,1 00 Янтиковского участкового лесничества. Мы принимаем участие в посадках леса, закладывали питомник. Озеленяем поселок и территорию школы. Принимаем и проводим акции по озеленению поселка и закладывали рябиновую аллею. Собираем лекарственные травы, ягоды, грибы.
Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем искусственные гнезда. Зимой расставляем в лесу кормушки, подкармливаем животных. Проводим традиционный конкурс - скворечников.
Во время практических занятий мы изучаем таксации – определяем объёма древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомимся с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания.
Мы также участвуем в различных конкурсах:
Мероприятия
Результат
1
Республиканская «Лесная олимпиада»
Тимофеева Есения и Зобова Маргарита - призеры
2
Республиканская научно-практическая конференция «Ексельсиор»
Назарова Ольга и Иванова Мария - призеры
3
 Республиканский фестиваль экологических сказок "В тридевятом царстве".
Кружковцы - победители
4
Республиканский слет школьных лесничеств
Гидробиология – призеры, конференция «Подрост» - призеры
5
Выпускаем газету школьного лесничества
Информация о деятельности школьного лесничества
6
Сбор макулатуры
Собрали 700 кг.
7
Защита проекта «Комсомольский парк»
Победители
8
Республиканский конкур на лучшую символику школьного лесничества
Участие Зобова Маргарита
9
Республиканский конкурс «Удивительный мир насекомых»
Команда «Кузнечики» - победители
10
Всероссийский конкурс «Подрост»
Заочный этап – участие Назарова Ольга
11
II открытый республиканский эколого-краеведческий  квест «Знатоки родного края»
Команда «Лесные робинзоны» - призеры
12
Газета школьного лесничества и сайт школьного лесничества





Республиканский слет «ВМЕСТЕ МЫ ЕДИНЫ!»
Экологический театр «Там, на неведомых дорожках…»
Защита проекта «Комсомольский парк»
Питомник-это наше будущее!

Заключение
Деятельность школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная, круглогодичная, системная, целенаправленная работа. Содержание деятельности школьного лесничества проектируется его участниками и утверждается на школьной итоговой научно-практической конференции.
Деятельность школьного лесничества наполнена глубоким, эмоциональным содержанием. Организации деятельности различных мероприятий помогает специалист лесничества Юрий Петрович Емельянов: Например - создание отрядов лесничества из числа школьников в целях экологической пропаганды и решения проблем района по сохранению и сбережению природы; анализ окружающей действительности; разработка образовательных и социальных проектов, участие в муниципальных и школьных экологических праздниках, конкурсах, олимпиадах; проведение экологических акций; создание презентаций и видеороликов на противопожарную тему. Вот далеко не весь перечень тех дел и мероприятий, которые организуются школьным лесничеством. Участвуя в них, ребята из школьного лесничества приобретают творческий, профессиональный, социальный опыт, занимаются исследовательской деятельностью, тесно сотрудничая с представителями БУ «Канашского лесничества».



Руководитель школьного лесничества:
 Николаева Клавдия Анатольевна и
 Контактный телефон: сот. 8 927-853-07-92;






Комментариев нет :

Отправить комментарий