БЛОГ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА "ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ", УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МАОУ "УРМАРСКАЯ СОШ ИМ.Г.Е.ЕГОРОВА" ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НИКОЛАЕВОЙ КЛАВДИИ АНАТОЛЬЕВНЫ

Поиск по блогу

вторник, 5 ноября 2013 г.

Отчет о работе школьного лесничества за два года



Год и краткая история возникновения объединения.
Школьное лесничество “Лесные робинзоны ” МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» образовалось в 25 мая 2012 году. Зачинщиками этого доброго дела были директор школы Молостовкина Людмила Ильинична, заместитель директора Табакова Валентина Михайловна и учителя биологии - Кузьмина Надежда Ильинична, Николаева Клавдия Анатольевна.
В конце мая 2012 года лесничий Емельянов Юрий Петрович Казенного учреждения «Канашское лесничество» Канашского района, поселок Зеленый, ул. Центральная,4 зашёл в школу с просьбой помочь в уходе за лесом.
Ребята согласились, и тут возникла идея создать в школе своё лесничество. Работать решили в нём серьёзно, как взрослые. На работу в школьном лесничестве записались 24 ученика. Избрали актив из ребят: лесничего, его помощника.
Кончилось лето, но лесничество не распалось. Работа в лесу становилась всё заманчивее. Этому помогали интересные занятия по изучению леса, которые регулярно проводили с учениками учитель биологии и специалисты лесхоза.
Школьным лесничеством руководят  учителя  биологии Кузьмина Надежда Ильинична и Николаева Клавдия Анатольевна.
Основные направления и виды деятельности.
  1. Участие в проведении работ в лесных питомниках, по уходу за лесными культурами, охрана их от вредителей, потравы скотом и дикими животными.
  2. Охрана лесных муравьёв.
  3. Изучение видового состава птиц родного края. Вести наблюдения за изменением их числа по сезонам. Изготовление и развешивание гнёзд и кормушек для птиц.
  4. Участие в посадке лесных полезащитных полос, противоэрозионных насаждений и в работах по озеленению родного села.
  5. Изучать положительное влияние леса на водный режим рек и водоёмов, на предотвращение ветровой и водной эрозии почв.
  6. Изучение полезных и лекарственных свойств деревьев и травянистых растений родного края. Сбор лесных семян, плодов, ягод – зимняя подкормка для птиц.
  7. Пропаганда среди населения охраны лесов от пожаров и бережного отношения к природе.
  8. Изучение флоры и фауны родного края, видов растений и животных – редких и исчезающих Охрана зон произрастания редких и ценных дикорастущих растений.
  9. Дополнить краеведческий музей и уголок охраны природы новыми экспонатами, фотографиями и рисунками, посвящёнными родному краю, его растительным богатствам, образцами почв с их описанием, графиком наблюдений за погодой.
Контингент участников школьного лесничества.
Контингент участников школьного лесничества состоит из учеников 6 – 11 классов. Коллектив невелик - в этом году в школьном лесничестве занимаются 30 учеников. Они проводят большую работу, привлекая и школьников младших классов. Высшим органом самоуправления школьным лесничеством является общее собрание. Оно решает вопросы, принимает новых членов, утверждает планы работы.
В зависимости от своих наклонностей ребята в школьном лесничестве разделяются  по секторам (направлениям). У людей разные интересы - кому­ то нравится сажать лес, кому­ то - изучать жизнь растений и животных или охранять муравейники и других лесных обитателей. Все члены лесничества обязаны заботиться о природе, участвовать в работе лесничества.
1.Лесной сектор. Работа лесного сектора непосредственно связана с уходом за лесом и лесоразведением. За школьным лесничеством закрепляется лесная площадь, разделённая на участки - обходы (или кварталы по данным лесоустройства), обходы закреплены за конкретным лесником, под руководством которого члены школьного лесничества осуществляют свою помощь лесу. Члены лесного сектора организуют зимнюю подкормку птиц и зверей, изготавливают и развешивают искусственные гнездовья, сажают деревья и кустарники, очищают лес от мусора. Лесные бригады могут работать на питомниках в лесхозах или на пришкольных питомниках лесничества.
2.Сектор борьбы с браконьерством (БСБ). Сектор состоит из старшеклассников, задача которых - помогать соответствующим организациям в борьбе с браконьерством. Зимой проводятся целевые операции "Ёлочка", весной - "Берёзовый сок" и "Первоцветы". В летний период особое внимание уделяется охране лесных массивов от пожаров. Основная задача этого сектора - не наказание виновных, а предупреждение нарушений, информирование лесничеств и органов охраны природы о каких­-либо факторах, представляющих угрозу природным объектам, разъяснительная работа среди населения о правилах поведения на природе
3. Сектор экологического просвещения. Задачи этого сектора включают в себя проведение экологических занятий в младших классах, экологических игр в детских садах. Можно проводить открытые занятия перед учителями школы, родителями, организовывать природоохранные акции в своем городе, вести экологическую рубрику в местных газетах и даже на телевидении
4.Экологический театр. Состоит из учащихся, склонных к артистичности. Сценарии пишутся по произведениям писателей или самостоятельно. Одна из главных тематик - природоохранная.
5. Малая академия. Этот сектор помогает учащимся правильно организовать исследования в природе и в школьных лабораториях, проводит подготовку к олимпиадам и конкурсам. Ведутся работы по изучению экологической обстановки в окрестностях населённого пункта, на реках. Некоторые исследования могут проводиться совместно с научными организациями и природоохранными службами.
Основные формы лесохозяйственной деятельности.
Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы в основном используем для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.
Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.
На счету нашего лесничества много хороших дел. За нами закреплено 136 га земли кварталах 98, 99, 109 Янтиковского участкового лесничество. Мы, принимаем участие в посадках деревьев. озеленяем поселок, создаём лесные защитные полосы вдоль оврагов и дорог. Практически все  участвует в трудовых операциях  «Посади дерево и сохрани его» «Кормушки птицам».
 Члены кружка нашей школы – не только стражи леса, они и хозяева, думающие о будущем. Мы хотим, чтобы не пустовал ни один гектар закреплённой за нами лесной земли.  Мы понимаем, что хозяин леса должен быть и воспитателем, и сторожем, и умелым лекарем своих подопечных, потому что у леса есть не только друзья, но и многочисленные враги. Пока главное оружие от нападения вредителей – профилактика. Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы собираемся зимой расставлять в лесу кормушки, подкармливаем животных.
Во время практических занятий мы изучаем таксации – определяем объёма древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомимся с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания.
Принимаем активное участие в проведении работ в лесном питомнике, который расположен в  УОУ. Заведуют питомником учителя биологии Кузьмина Н.И. и Николаева К.А. На территории  питомника растут сеянцы Лиственницы, Дуба и Сосны.
Леса относятся к исчерпаемым, но возобновляемым ресурсам. Поэтому к главным задачам лесного хозяйства, наряду с охраной лесов от пожаров, борьбой с вредителями и болезнями леса, относится и лесовосстановления, обеспечивающее не только восстановление пройденных вырубками и пожарами насаждений, но и расширенное воспроизводство лесов на непокрытых лесной растительностью землях.
Основные формы учебно-исследовательской работы.
Общественно полезный, производственный труд в школьном лесничестве сочетается с теоретической подготовкой ребят по основам лесоводства и охраны природы. Совершенствованию лесотехнической учёбы, более глубокому усвоению и осмыслению факультативного курса по лесоводству способствует опытническая работа учащихся.
В школе имеется оборудованный кабинет биологии и кабинет лесничество, где собраны материалы, отражающие природоохранную деятельность членов кружка.
Интересные наблюдения за птицами организовали ученики 7- 9 класса непосредственно у кормушки.
Примеры:
1. Определение видового состава птиц, прилетающих на кормушку.
Цель работы: выявить видовой состав орнитофауны данной местности в зимний период. Видовой состав птиц варьирует в разные годы. Поэтому работу по определению видового состава пернатых в зимний период проводим несколько лет подряд. Это позволяет получить более достоверные результаты.
2. Корм для птиц.
Цель работы: определить, какой корм наиболее охотно поедается птицами, прилетающими на кормушку. Используем самый различный корм: размоченные и мелко порезанные яблоки, крошки хлеба, несолёное сало, творог, ягоды рябины, бузины, боярышника, семена подсолнуха, тыквы.
3. Корм для большой синицы.
Цель работы: определить суточное потребление корма одной большой синицы.
1. Характер поведения и межвидовые отношения птиц у кормушки.
2. Выработка условных рефлексов у птиц в процессе их зимней подкормки.
3. Влияние климатических факторов на видовой и количественный состав птиц у кормушки.
Регулярно ведём фенологические наблюдения. Выясняем закономерности сезонного развития растений и животных, устанавливаем взаимосвязи живых организмов с условиями окружающей среды. Мы выяснили, например, каковы лучшие сроки для посева древесных семян и лесных посадок, для сбора лесных семян, плодов, лекарственных растений. Определили важные для жизни леса сезонные явления: начало цветения растений, созревание плодов, прилёт и отлёт птиц, весеннее пробуждение насекомых.
Профессионально-ориентационная работа.
Школьное лесничество является эффективной формой трудовой подготовки, воспитания и профориентации учащихся, вовлечения их в природоохранительную работу. Члены кружка оказывают действенную помощь взрослым в охране лесных богатств, их рациональном использовании и воспроизводстве.
Работа в школьных лесничествах способствует углублению знаний учащихся по биологии, вырабатывает навыки коллективного труда, развивает творческую инициативу, способствует профессиональной ориентации учащихся.
Труд в лесу укрепляет нас физически, даёт отдых нервной системе. Мы учимся преодолевать трудности, связанные с настоящей работой.
Занятия в школьных лесничество помогают нам сознательно выбрать профессию и освоить её азы, будучи ещё на школьной скамье. Они дают возможность сократить сроки овладения профессиональным мастерством
Основные работы, которые были выполнены членами школьного лесничества
за 2012 – 2013 уч. год:
1.Высажено саженцы: около 200 лиственниц, 160 дубков и 142 сосен.
2.Проведен уход за лесными культурами на площади 10 га;
3.Проводилась прополка питомника – 2 сот;
4.Учтено муравейников – 10 шт.на одном квартале - 99;
5.Изготовлено и размещено 30 скворечников и 28 кормушек;
6.Развешено листовок на противопожарную тему – 50 штук;
7.Очищено родников – 2 около реки Аря;
8.Участвовали в Республиканском семинаре «Школьное лесничество»;
9.Проведены «Уроки о лесе» в начальном, среднем и старшем звене;
10.Проведены уроки «Экология и культура – будущее России» в среднем и старшем звене;
11.ежегодно проводятся Республиканские Акции «Посади дерево и сохрани его», «Каждой пичужке по кормушке», «Дни наблюдения птиц»;
12.Кружковцы участвуют в олимпиадах по лесничеству, в районных и республиканских  слетах лесничества.
Представление команды на 27 республиканском слете школьных лесничество
Видеоролик 

Комментариев нет :

Отправить комментарий