БЛОГ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА "ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ", УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МАОУ "УРМАРСКАЯ СОШ ИМ.Г.Е.ЕГОРОВА" ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НИКОЛАЕВОЙ КЛАВДИИ АНАТОЛЬЕВНЫ

Поиск по блогу

Программа дополнительного образования кружка "Лесные робинзоны"



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» УРМАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол
№ 1 от «30» августа 2022 г.



Утверждаю:
Директор МБОУДО «ДДТ» ____________Пудрикова К.А.
                              /ФИО/
Приказ №67 от «02» сентября 2022 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа естественнонаучной направленности «Лесные робинзоны»«Модульное обучение как средство развития познавательного интереса у кружковцев школьного лесничества»




Возраст детей, на которых рассчитана
программа: 7-16 лет       
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Николаева Клавдия Анатольевна







Урмары 2022


Содержание:

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Учебный план
1.4. Содержание программы
1.5.Планируемые результаты
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы









Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.Пояснительная записка
Разработана с учетом нормативно-правовых документов применяемых для создания дополнительных общеобразовательных программ:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методологической основой совершенствования дополнительного образования выбрана модульная (сетевая) организация, позволяющая создавать учебные планы и программы, в содержание которых постоянно вносятся изменения, обусловленные совершенствованием лесного законодательства.
Одной из наиболее распространенных форм профессиональной ориентации молодежи школьного возраста является реализация в общеобразовательных школах программ дополнительного образования. Применительно к ориентации молодежи на выбор лесных профессий формой дополнительного образования являются школьные лесничества, создаваемые путем взаимодействия органов государственной власти в сфере лесных отношений (лесничеств) с общеобразовательными школами.
Новизна образовательной программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности.
Одним из средств развивающего обучения может стать модульное обучение, «…которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности» 
Программа дополнительного образования состоит из 6 модулей. Данная программа при необходимости может дополняться другими модулями. Каждый модуль программы подразумевает создание конечного продукта, отвечающего целям и задачам конкретного модуля, а также соответствующего возрастным особенностям учащихся. Структура данных модулей универсальна. В первой год обучении предоставляется информация по теме в объеме тех знаний, которые необходимы учащимся для участия в слетах и лесных олимпиадах. Во втором годе обучении имеет более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц и дизайн лесных территорий для отдыха и проведения практических занятий), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые лес», походы). Программой предусмотрено получение учащимися знаний о значении леса в природе и в хозяйстве человека. В ней представлены наиболее современные методические приемы в ознакомлении детей с лесной экосистемой: моделирование, дидактические игры, экологические сказки, лекции, беседы, практические работы, экскурсии, практикумы, исследовательские проекты и т.д.
ДОП «Лесные робинзоны» рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 1 часу. Количество детей: 1-ый год обучения 15 человек, 2-й год обучения -15 человек. Общее количество занятий по программе – 72 часа (1 год обучения - 36 часов; 2 год – 36 часов). 
Возраст детей, начинающих обучение по программе от 11-16 лет.
Направленность программы: экологическая.
Уровень программы: базовый
Формы проведения занятий и форм организации деятельности учащихся на занятии:
- создание и презентация проектов ландшафтного дизайна лесного участка, так и личных приусадебных участков;
- проектная деятельность; 
- самостоятельная работа;
- практические работы;
- лекции; 
- демонстрация кинофильмов, диафильмов, слайдов;
- экскурсии; 
- выставки 3d моделей «Удивительный мир ландшафта»;
- выставки проектов «Ландшафтный дизайн».
1.2.Цель программы: Научить детей любить, беречь, улучшать территорию школьного лесничества и окружающую среду.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач.
 Задачи первого года обучения:
Обучающие:
• помочь научиться понимать природу, ценить и рационально использовать её богатства и красоту на занятиях кружка «Лесные робинзоны»;
• расширить представления обучающихся об окружающем мире.
Развивающие:
• формировать у обучающихся способность к самореализации;
• формировать художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию в природе;
• формировать коммуникативные навыки;
 • стимулировать творческую и познавательную активность.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• формировать основы экологически безопасного поведения и здорового образа жизни;
• воспитывать любовь к своему поселку, своему отечеству, гражданскую ответственность.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
• познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей профессии ландшафтного дизайнера, формировать навыки во флористическом искусстве, практических умений в ландшафтном дизайне;
• сформировать навыки проектной деятельности.
 Развивающие:
 • развивать мотивацию личности к познанию растительного мира;
 • развивать интерес к практической работе;
• развивать индивидуальность, фантазию, личную культуру и одаренность.
• побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну и другим учебным пособиям лесоводство.
Воспитательные:
• воспитывать ответственность за порученное дело, трудолюбие.

1.3.Учебный план
Модуль
1 год обучения
2 год обучения
Всего
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика
1
Лес и человек
12
9
3



2
Флора и фауна
12
4
8



3
Охрана лесов
12
6
6



4
Ландшафтный дизайн



12
8
4
5
Экологическая



12
8
4
6
Лесовосстановление



12
2
10

Учебно-тематический план
1 год обучения (36 часов)
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Модуль «Лес и человек» (9+3 =12 часов)
 
1
Введение. Организационное занятие
1
0
1
2
Леса Российской Федерации и Чувашской Республики
1
0
1
3
Определение отличительных признаков древостоя
2
1
3
4
Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между деревьями
2
0
2
5
Лесная рекреация
2
0
2
6
Лесопатологическая таксация, понятие и методы
1
2
3
Модуль «Флора и фауна» (4+8=12 часа)
1
Категория санитарного состояния дерева и древостоя
2
0
2
2
Признаки массового размножения насекомых в лесу. Повреждения хвои или листвы.
2
0
2
 3
Энтомофаги и хищники. Болезни насекомых и их применение в борьбе
с вредителями леса
0
4
4
4
Краткосрочный прогноз повреждения .
0
4
4
Модуль «Охрана лесов» (6+6=12 часа)
1
ООПТ Чувашской Республики
1
0
1
2
Возобновление леса
1
0
1
3
Формирование леса
1
0
1
4
Роль бактерий и грибов в лесной экосистеме
1
6
7
5
Экология возобновления леса
2
0
2


2 год обучения (36 часов)
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Модуль «Ландшафтный дизайн» (8+4 =12 часов)
 
1
Правила обустройства лесной зоны
1
0
1
2
Санитарное состояние леса
1
0
1
3
Дендрология
3
2
5
4
Современные 3d программы для ландшафтного дизайна
3
2
5
Модуль «Экологическая» (8+4=12 часа)
1
Лес как объект природы и хозяйственной деятельности
2
0
2
2
Лесные питомники и охрана лесов от лесонарушений.
2
1
3
 3
Заготовка семян, сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек. Хранение семян.
2
2
4
4
Правила поведения в лесу
2
1
3
Модуль «Лесовосстановление» (2+10=12 часа)
1
Мерные вилки. Правила измерения толщины растущего дерева. Измерение высоты растущего дерева приборами и инструментами. Измерение длины и толщины ствола срубленного дерева.
1
2
3
2
Искусственное возобновление леса.
1
8
1
1.4. Содержание программы (1 год обучения)
Модуль «Лес и человек»
Теории: Вводная лекция. Леса Российской Федерации и Чувашской Республики. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лесная таксация. Что это? Цели проведения таксации. Типы таксации. Основные свойства леса. Географическое размещение лесов на нашем школьном лесничестве. Характеристика лесных ресурсов Канашского лесничества.
Практика: Подготовка и участие в празднике «День работников леса» с приглашением в школу специалистов Канашского лесничества.
Практическая работа: «Выделение типов леса и типов лесорастительных условий в заданных участках на территории школьного лесничества», «Определение древесных пород по зимним побегам, листьям, хвое и коре с помощью определителей».
Модуль «Флора и Фауна»
Теории: Особенности распределения лесной растительности на земном шаре. Древостои семенного и порослевого происхождения. Светолюбивые и теневыносливые виды древесных растений. Основные биотические компоненты леса. Роль фауны в лесной экосистеме. Экологическая оценка пастьбы скота и плотности дикой фауны.
Практика: Практическая работа: «Определять основные части дерева и таксационные показатели древесного ствола», «Составление дендрологического плана», «Определение древесных пород по облиственным побегам», «Определение видов птиц по внешним признакам и с помощью определителя», «Определение видов животных, обитающих в лесу по отпечаткам следов на снегу».
Самостоятельная работа: составление гербария древесно-кустарниковых пород. Изготовление искусственных гнезд, кормушек для птиц.
Просмотр видеофильма «Причины снижения биоразнообразия»
Модуль «Охрана лесов» 
Теории: ООПТ Чувашской Республики. Пирогенный фактор, огнестойкость древесных пород, пожароустойчивость лесных насаждений, адаптации древесных пород к лесным пожарам, влияние пожаров на поведение и эволюцию диких животных, роль пожара в лесной экосистеме. Основные представители насекомых вредителей леса.
Практика: Практическая работа: «Столовая для пернатых друзей», «Дереворазрушающие грибы и методы борьбы с ними», «Насекомые вредители»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Модуль «Ландшафтный дизайн»
Теории: Введение. Общее понятие о ландшафте. Основные элементы садово-паркового дизайна. Понятие о стиле в ландшафтном дизайне. Особенности композиции различных стилей. Влияние природных условий на рост и развитие растений. Классификация декоративных насаждений.
Практика: Практическая работа: «Тематическая экскурсия по ознакомлению с основными видами озеленения территория школьного лесничества», «Работа в парах по анализу основных элементов садово-паркового дизайна и подбору растений для них», «Ландшафтный дизайн в лесу: как обустроить и сохранить лес»
Модуль «Экологическая»
Теории: Канашское лесничество- экологическое значение в настоящее время и в будущем. Экологические проблемы нашего региона и России: загрязнение природной среды мусором, отходами, производственными выбросами, лесными пожарами, загрязнением водоемами и др. Классификация экологических факторов, их влияние на организм, основные среды жизни.
Практика: Практическая работа: «Разработка блок-схем о влиянии экологических факторов на лесные экосистемы», «Оценка экологического состояния лесных объектов», «Выпуск листовок и газеты о проблемах леса»
Модуль «Лесовосстановление»
Теории: Возобновление и формирование леса. Информацией о способах искусственного и естественного возобновления леса. Влияние растений, паразитических цветковых растений, энтомофауны, копытных и орнитофауны на санитарное состояние леса. Влияние состава леса на фауну.
Практика: Практическая работа: «Изучение семенного и вегетативного возобновления леса», «Техника и технология посева семян, способы проведения уходов», «Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом», «Расчет площади посевного отделения», «Расчет расхода семян», «Расчет площади школьного отделения питомника», «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике».
1.5.Планируемые результаты:
Предполагаемые результаты 1 года обучения
личностные:
• развитие коммуникативных способностей;
• осуществление контроля и самоконтроля за выполнением практических заданий;
• развитие чувства ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат;
• развитие самостоятельности, инициативности.
метапредметные:
• использование теоретических знаний в практической деятельности;
• умение осуществлять уход за животными живого уголка;
• умение вести наблюдения за лесными животными, растениями и фиксировать результаты;
• умение самостоятельно организовать рабочее место;
• умение работать с различными источниками;
• умение осуществлять практическую деятельность в викторине «Что мы знаем о лесе?».
предметные:
• знать лесных животных и растений, правила поведения в лесу, правила сбора ягод и грибов идр.;
• иметь представление о профессиях, необходимых в лесоведении;
• иметь представление о таксации леса;
• понимать роль лесных животных и растений в жизни человека и в природе;
• знать правила техники безопасности при посадке деревьев, развешивание скворечников и кормушек.
Предполагаемые результаты 2 года обучения 
личностные:
− развитие коммуникативных способностей и умения работы в коллективе;
− развитие чувства ответственности за деятельность и результат работы коллектива;
− формирование основ экологической культуры, гуманного отношения к окружающей природе;
− предпрофессиональное ориентирование;
− развитие самостоятельности, инициативности.
метапредметные:
− использование теоретических знаний в практической деятельности;
− умение вести наблюдение и использовать результаты наблюдений в исследовательской и проектной работе;
− умение самостоятельно ставить цели, планировать достижение результата, осуществлять контроль и самоконтроль деятельности, представлять результаты деятельности;
− умение работать с различными источниками информации и применять самостоятельно полученные знания на практике.
предметные:
− знать профессий, необходимые для изучения и работы в лесничестве;
− знать особенности географического размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира и России. Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экологическое значение в настоящее время и в будущем;
− понимать роль леса в жизни человека и в природе.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

1 год обучения (Модуль «Лес и Человек», «Флора и Фауна», «Охрана лесов»)
Месяц
Форма занятий
Количество
часов
Тема
Место проведения
Форма контроля
1
Сентябрь
Лекция
инструктаж
1
Вводное занятие. Техника безопасности
211 кабинет
Беседа
2
Сентябрь
Лекция
1
Леса Российской Федерации и Чувашской Республики.
211 кабинет
Рассказ и беседа
3
Сентябрь
Лекция
1
Понятие о лесе и лесных насаждениях.
211 кабинет
Рассказ и беседа
4
Сентябрь
Праздничный концерт
1
Подготовка и участие в празднике «День работников леса» с приглашением в школу специалистов Канашского лесничества.
Актовый зал

5
Октябрь-
Лекция
2
Лесная таксация. Что это? Цели проведения таксации. Типы таксации.
211 кабинет
Рассказ и беседа
7
Октябрь
Практическая работа
2
 Выделение типов леса и типов лесорастительных условий в заданных участках на территории школьного лесничества
Территория школьного лесничества(кв.98, 99,101)
Рассказ и беседа
8
Ноябрь
Лекция
2
Типы таксации. Основные свойства леса. Географическое размещение лесов на нашем  школьном лесничестве.
211 кабинет
Рассказ и беседа
9
Ноябрь
Лекция
2
Характеристика лесных ресурсов Канашского лесничества.
211 кабинет
Рассказ, Беседа
10
Декабрь
Практическая работа
1
Определение древесных пород по зимним побегам, листьям, хвое и коре с помощью определителей
211 кабинет
Итоговое занятие
 11
Декабрь
Лекция
1
Особенности распределения лесной растительности на земном шаре. Древостои семенного и порослевого происхождения.
211 кабинет
Рассказ, Беседа
 12
Декабрь
Лекция
1
Светолюбивые и теневыносливые виды древесных растений. Основные биотические компоненты леса
211 кабинет
Рассказ, Беседа
 13
Декбрь
Лекция

1
Роль фауны в лесной экосистеме. Экологическая оценка пастьбы скота и плотности  дикой фауны.
211 кабинет
Рассказ, Беседа
 14
Январь
Практическая работа
1
Определять основные части дерева и таксационные показатели древесного ствола.
Территория школьного лесничества
Работа в группах
 15
Январь
Практическая работа
1
Составление дендрологического плана.
211 кабинет
Беседа и рассказ
 16
Январь
Практическая работа
1
Определение древесных пород по облиственным побегам.
Территория школьного лесничества
Беседа и рассказ
 17
Январь
Практическая работа
1
 Определение видов птиц по внешним признакам и с помощью определителя.
Территория школьного лесничества
Работа в группах
 18
Февраль
Практическая работа
1
Определение видов животных, обитающих в лесу по отпечаткам следов на снегу.

Территория школьного лесничества
Проектная работа
 19
Февраль
Практическая работа
1
Составление гербария древесно-кустарниковых пород.
Территория школьного лесничества
Самостоятельная работа
 20
Февраль
Практическая работа
1
Изготовление искусственных гнезд, кормушек для птиц.

Кабинет технологии
Самостоятельная работа
21 
Март
Практическая работа
1
 Причины снижения биоразнообразия.

Актовый зал
Просмотр видеофильма
 22
Март
Лекция
2
ООПТ Чувашской Республики.

Школьная библиотека
Беседа и рассказ
 23
Март- Апрель
Практическая работа
2
 Столовая для пернатых друзей
Территория школьного лесничества
Беседа и рассказ
 24
Апрель
Лекция
2
Пирогенный фактор, огнестойкость древесных пород, пожароустойчивость лесных насаждений, адаптации древесных пород к лесным пожарам, влияние пожаров на поведение и эволюцию диких животных, роль пожара в лесной экосистеме.
211 кабинет
Беседа и рассказ
 25
Апрель- Май
Лекция
2
Основные представители насекомых вредителей леса. 
211 кабинет
Исследовательская работа
 26
Май
Практическая работа
2
«Дереворазрушающие грибы и методы борьбы с ними»,
Территория школьного лесничества
Исследовательская работа
 27
Май
Практическая работа
2
«Роль насекомые вредители» 

Территория школьного лесничества
Исследовательская работа

Итого

36 часов





2 год обучения (Модуль «Ландшафтный дизайн», «Экологическая», Лесовосстановление»)
Месяц
Форма занятий
Количество
часов
Тема
Место проведения
Форма контроля
1
Сентябрь
Лекция
инструктаж
1
Вводное занятие. Техника безопасности. Общее понятие о ландшафте.
211 кабинет
Беседа
2
Сентябрь
Лекция
1
Основные элементы садово-паркового дизайна.

211 кабинет
Рассказ и беседа
3
Сентябрь
Лекция
2
Понятие о стиле в ландшафтном дизайне.
211 кабинет
Рассказ и беседа
4
Октябрь
Практическая работа
1
Тематическая экскурсия по ознакомлению с основными видами озеленения территория школьного лесничества
Территория школьного лесничества(кв.98, 99,101)
Рассказ и беседа
5
Октябрь
Лекция
2
Особенности композиции различных стилей.  Классификация декоративных насаждений
211 кабинет
Рассказ и беседа
7
Октябрь
Практическая работа
1
 Работа в парах по анализу основных элементов садово-паркового дизайна и подбору растений для них
211 кабинет
Рассказ и беседа
8
Ноябрь
Лекция
2
Влияние природных условий на рост и развитие растений.
211 кабинет
Рассказ и беседа
9
Ноябрь
Практическая работа
2
Ландшафтный дизайн в лесу: как обустроить и сохранить лес

211 кабинет
Итоговое занятие
10
Декабрь
Лекция
2
Канашское лесничество- экологическое значение в настоящее время и в будущем.
211 кабинет
Исследовательская работа
 11
Декабрь-Январь
Лекция
3
Экологические проблемы нашего региона и России: загрязнение природной среды мусором, отходами, производственными выбросами, лесными пожарами, загрязнением водоемами и др.
211 кабинет
Исследовательская работа
 12
Январь
Лекция
3
Классификация экологических факторов, их влияние на организм, основные среды жизни.

211 кабинет
Рассказ, Беседа
 13
Февраль
Практическая работа
1
Разработка блок-схем о влиянии экологических факторов на лесные экосистемы
211 кабинет
Рассказ, Беседа
 14
Февраль
Практическая работа
3
Оценка экологического состояния лесных объектов,  выпуск листовок и газеты о проблемах леса 

Территория школьного лесничеств, 211 кабинет
Беседа и рассказ
 15
Март
Лекция
1
Возобновление и формирование леса. Информацией о  способах искусственного и естественного возобновления леса.
211 кабинет
Беседа и рассказ
 16
Март
Лекция

1
Влияние растений, паразитических цветковых растений, энтомофауны, копытных и орнитофауны на санитарное состояние леса. Влияние состава леса на фауну.
Территория школьного лесничества
Беседа и рассказ
 17
Март
Практическая работа
1
 Изучение семенного и вегетативного возобновления леса
Территория школьного лесничества

 18
Март
Практическая работа
1
Техника и технология посева семян, способы проведения уходов
Территория школьного лесничества
Проектная работа
 19
Апрель
Практическая работа
1
Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом
Территория школьного лесничества
Самостоятельная работа
 20
Апрель
Практическая работа
1
Расчет площади посевного отделения
211 кабинет
Презентация

 21
Апрель
Практическая работа
1
Расчет расхода семян
211 кабинет
презентация
 22
Апрель
Практическая работа
1
Расчет площади школьного отделения питомника
Территория школьного лесничества- питомник
Беседа и рассказ
 23
Май
Практическая работа
4
«Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике».

Питомник

Беседа и рассказ, работа в парах


Итого

36 часов




2.2. Условия реализации программы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.      ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: плакаты, картины, фотографии, специальная литература, видеозаписи, компьютерные программные средства и др.
2.      ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ: Приборы для измерения высоты и ширину, лопаты, ведра, приборы для исследовательских работ, костюмы для слета и для выступления, компьютер, магнитофон, проектор, кабинет.
3.      КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: педагог дополнительного образования, лесничий Емельянов Юрий Петрович.

2.3. Формы аттестации

Форма промежуточной аттестации - Защита исследовательских работ

2.4. Оценочные материалы
Степень выраженности каждого показателя в баллах: оптимальный - 3 балла; средний - 2 балла; достаточный - 1 балл.


Степень выраженности оцениваемого качества

личностные

Оптимальный уровень – 3 балла
Умеет планировать свою деятельность в работе «Лесные робинзоны». Самостоятельно организует рабочее место. Может осуществлять контроль и самоконтроль за выполнением практических заданий и оказывать помощь другим участникам образовательного процесса. Активно участвует в жизни детского объединения. Проявляет интерес к изучению леса.
Средний уровень – 2 балла
Требуется небольшая помощь педагога в планировании своей деятельности в работе «Лесные робинзоны». Самостоятельно организует рабочее место. Может осуществлять контроль за выполнением практических заданий и оказывать посильную помощь другим участникам образовательного процесса. Активно участвует в жизни детского объединения.
Достаточный уровень – 1 балл
Планирует и осуществляет свою самостоятельную деятельность в работе «Лесные робинзоны» с помощью педагога. Необходима помощь в организации рабочего места. Не проявляет инициативу в работе детского объединения.
Метапредметные

Оптимальный уровень- 3 балла
Умеет находить необходимый материал о лесных животных и растений, и использовать их в подготовке презентаций, докладов. Умеет анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания и использовать их в практической деятельности. Самостоятельно осуществляет измерение высоту и ширину деревьев, правильно ориентируется в лесу. Правильно оформляет буклеты, коллекции, гербарии и презентация. Умеет вести наблюдения за лесными животными и растениями, использовать результаты наблюдений в исследовательской работе. Самостоятельно выполняет практические задания по темам.
средний уровень- 2 балла
Требуется небольшая помощь педагога находить необходимый материал о лесных животных и растений, и использовать их в подготовке презентаций, докладов. Умеет вести наблюдения за лесными животными и растениями, требует помощи для заполнения результатов наблюдений в исследовательской работе. Нет самостоятельности.
Достаточный уровень- 1 балла
Умеет находить материал без помощи педагога, но требует помощи при заполнения материала.  Иметь представление о способе посадки саженцев, изготовление кормушек и скворечников;
 Не может самостоятельно выполнят практические задания по темам.
Предметные

Оптимальный уровень – 3 балла
Знает профессий, необходимые для изучения и работы в лесничестве;
знает особенности географического размещение лесов на земном шаре. Владеет характеристикой  лесных ресурсов мира и России, основными показателями, характеризующие лесной фонд. Его экологическое значение в настоящее время и в будущем;
 Понимает роль леса в жизни человека и в природе.

Средний уровень – 2 балла
Знает профессий, необходимые для изучения и работы в лесничестве;
знает особенности географическое размещение лесов на земном шаре. Допускает незначительные ошибки в характеристике  лесных ресурсов мира и России, основных показателях, характеризующих лесной фонд. Его экологическое значение в настоящее время и в будущем; Понимает роль леса в жизни человека и в природе.


Достаточный уровень - 1 балл
Знать обитателей леса, видов растений. Знает особенности географическое размещение лесов на земном шаре.  Имеет недостаточные знания в характеристике  лесных ресурсов мира и России, основные показатели, характеризующие лесной фонд. Путает его экологическое значение в настоящее время и в будущем;
 Допускает существенные ошибки в роли леса в жизни человека и в природе.

Для выявления итоговой оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающую) программы необходимо суммировать баллы, если количество набранных баллов составляет: 8 - 9 баллов - оптимальный уровень; 5 - 7 баллов - средний уровень; 3 - 4 балла – достаточный уровень.

2.5. Методические материалы
Реализация данной дополнительной образовательной программы заключается в со-здании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способно-стей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и рас-крытию лучших человеческих качеств, поэтому целесообразно применение следующих форм, приёмов, форм и методов:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

1.      словесный (устное изложение, анализ текста),
2.      наглядный (гербария, рисунки, коллекция, модели); практический (проектные работы).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1.      Объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информа-цию;
2.      Репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:

1.      Фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися, т.е. выполнения практических работ;
2.      Подгрупповые - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация ре-зультатов выполнения заданий и их обобщение;
3.      Индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, исследовательские работы.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: для достижения воспитательной цели применяются: встречи с ветеранами труда – лесником, инженером леса, праздники, чаепитие, общественные и социально-полезные мероприятия;
 создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным спосо-бом;
использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый учащийся мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях;
создание вэкологическом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
       
2.6. Список литературы

1. Ивахова Л. И., Фесюк С.С., Самойлов В.С. Современный ландшафтный дизайн: иллюстрированная энцикл. - Москва: Аделант, 2008. - 378 с.
2. Ландшафтный дизайн от А до Я [справочник]/под ред. Рычкова Ю.В. - М.: ОлмаПресс, 2007. – 317 с.
3. Громадин А.В. Дендрология – М.: Издательский центр «Академия», 2013
4. Лес и лесное хозяйство: учебное пособие-практикум для учителей общеобразовательных школ / под общ.ред. А.П.Петрова. –М.:Всемирный банк, 2016.-224 с.
5.Ливенцев, В.П. Основы лесоводства: М., Просвещение, 1986.г.
6.Борейко, В.Е., Грищенко, B.H. Спутник юного защитника природы: - Новосибирск: Изд-во МСоЭС, 2001. - 124 с.
7.Аксенова, Н.А. и др. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах/ Н.А. Аксенова, Г.А. Ремизов, А.Т. Ромашова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 95 с.
8.Воронцов, А. И. Практикум по лесной энтомологии: М. Агропромиздат.1988 г.













































































































Комментариев нет :

Отправить комментарий