МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА» УРМАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята
на заседании
педагогического
совета
Протокол
№
1 от «30» августа 2022 г.
|
Утверждаю:
Директор
МБОУДО «ДДТ» ____________Пудрикова К.А.
/ФИО/
Приказ
№67 от «02» сентября 2022 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа естественнонаучной направленности «Лесные робинзоны»«Модульное обучение как средство развития познавательного интереса у кружковцев школьного лесничества»
Возраст детей, на которых рассчитана
программа:
7-16 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Николаева Клавдия Анатольевна
Урмары 2022
Содержание:
Раздел
№1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная
записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Учебный план
1.4.
Содержание программы
1.5.Планируемые
результаты
Раздел
№2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы
Раздел
№1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная
записка
Разработана с учетом нормативно-правовых документов применяемых для создания дополнительных общеобразовательных программ:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методологической основой совершенствования дополнительного образования выбрана модульная (сетевая) организация, позволяющая создавать учебные планы и программы, в содержание которых постоянно вносятся изменения, обусловленные совершенствованием лесного законодательства.
Одной из наиболее распространенных форм профессиональной ориентации молодежи школьного возраста является реализация в общеобразовательных школах программ дополнительного образования. Применительно к ориентации молодежи на выбор лесных профессий формой дополнительного образования являются школьные лесничества, создаваемые путем взаимодействия органов государственной власти в сфере лесных отношений (лесничеств) с общеобразовательными школами.
Новизна образовательной программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности.
Одним из средств развивающего обучения может стать модульное обучение, «…которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности»
Программа дополнительного образования состоит из 6 модулей. Данная программа при необходимости может дополняться другими модулями. Каждый модуль программы подразумевает создание конечного продукта, отвечающего целям и задачам конкретного модуля, а также соответствующего возрастным особенностям учащихся. Структура данных модулей универсальна. В первой год обучении предоставляется информация по теме в объеме тех знаний, которые необходимы учащимся для участия в слетах и лесных олимпиадах. Во втором годе обучении имеет более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц и дизайн лесных территорий для отдыха и проведения практических занятий), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые лес», походы). Программой предусмотрено получение учащимися знаний о значении леса в природе и в хозяйстве человека. В ней представлены наиболее современные методические приемы в ознакомлении детей с лесной экосистемой: моделирование, дидактические игры, экологические сказки, лекции, беседы, практические работы, экскурсии, практикумы, исследовательские проекты и т.д.
ДОП «Лесные робинзоны» рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 1 часу. Количество детей: 1-ый год обучения 15 человек, 2-й год обучения -15 человек. Общее количество занятий по программе – 72 часа (1 год обучения - 36 часов; 2 год – 36 часов).
Возраст детей, начинающих обучение по программе от 11-16 лет.
Направленность программы: экологическая.
Уровень программы: базовый
Формы проведения занятий и форм организации деятельности учащихся на занятии:
- создание и презентация проектов ландшафтного дизайна лесного участка, так и личных приусадебных участков;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- практические работы;
- лекции;
- демонстрация кинофильмов, диафильмов, слайдов;
- экскурсии;
- выставки 3d моделей «Удивительный мир ландшафта»;
- выставки проектов «Ландшафтный дизайн».
1.2.Цель
программы:
Научить детей любить, беречь, улучшать территорию школьного лесничества и
окружающую среду.
Достижению
поставленной цели способствует выполнение ряда задач.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
•
помочь научиться понимать природу, ценить и рационально использовать её
богатства и красоту на занятиях кружка «Лесные робинзоны»;
•
расширить представления обучающихся об окружающем мире.
Развивающие:
•
формировать у обучающихся способность к самореализации;
•
формировать художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию в
природе;
•
формировать коммуникативные навыки;
• стимулировать творческую и познавательную
активность.
Воспитательные:
•
воспитывать бережное отношение к природе;
•
формировать основы экологически безопасного поведения и здорового образа жизни;
•
воспитывать любовь к своему поселку, своему отечеству, гражданскую
ответственность.
Задачи второго
года обучения:
Обучающие:
•
познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей профессии
ландшафтного дизайнера, формировать навыки во флористическом искусстве,
практических умений в ландшафтном дизайне;
•
сформировать навыки проектной деятельности.
Развивающие:
• развивать мотивацию личности к познанию
растительного мира;
• развивать интерес к практической работе;
•
развивать индивидуальность, фантазию, личную культуру и одаренность.
•
побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну
и другим учебным пособиям лесоводство.
Воспитательные:
•
воспитывать ответственность за порученное дело, трудолюбие.
1.3.Учебный
план
№
|
Модуль
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
||||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
||
1
|
Лес и человек
|
12
|
9
|
3
|
|||
2
|
Флора и фауна
|
12
|
4
|
8
|
|||
3
|
Охрана лесов
|
12
|
6
|
6
|
|||
4
|
Ландшафтный дизайн
|
12
|
8
|
4
|
|||
5
|
Экологическая
|
12
|
8
|
4
|
|||
6
|
Лесовосстановление
|
12
|
2
|
10
|
Учебно-тематический план
1 год обучения (36 часов)
№
|
Тема
|
Количество часов
|
||
Теория
|
Практика
|
Всего
|
||
Модуль «Лес и человек» (9+3 =12 часов)
|
||||
1
|
Введение. Организационное занятие
|
1
|
0
|
1
|
2
|
Леса
Российской Федерации и Чувашской Республики
|
1
|
0
|
1
|
3
|
Определение отличительных признаков древостоя
|
2
|
1
|
3
|
4
|
Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между
деревьями
|
2
|
0
|
2
|
5
|
Лесная рекреация
|
2
|
0
|
2
|
6
|
Лесопатологическая таксация, понятие и методы
|
1
|
2
|
3
|
Модуль «Флора и фауна» (4+8=12
часа)
|
||||
1
|
Категория санитарного состояния дерева и древостоя
|
2
|
0
|
2
|
2
|
Признаки
массового размножения насекомых в лесу. Повреждения хвои или листвы.
|
2
|
0
|
2
|
3
|
Энтомофаги
и хищники. Болезни насекомых и их применение в борьбе
с
вредителями леса
|
0
|
4
|
4
|
4
|
Краткосрочный прогноз повреждения .
|
0
|
4
|
4
|
Модуль «Охрана
лесов» (6+6=12 часа)
|
||||
1
|
ООПТ Чувашской Республики
|
1
|
0
|
1
|
2
|
Возобновление леса
|
1
|
0
|
1
|
3
|
Формирование леса
|
1
|
0
|
1
|
4
|
Роль бактерий и грибов в лесной экосистеме
|
1
|
6
|
7
|
5
|
Экология
возобновления леса
|
2
|
0
|
2
|
2 год обучения (36 часов)
№
|
Тема
|
Количество часов
|
||
Теория
|
Практика
|
Всего
|
||
Модуль «Ландшафтный дизайн» (8+4 =12 часов)
|
||||
1
|
Правила
обустройства лесной зоны
|
1
|
0
|
1
|
2
|
Санитарное
состояние леса
|
1
|
0
|
1
|
3
|
Дендрология
|
3
|
2
|
5
|
4
|
Современные
3d программы для ландшафтного дизайна
|
3
|
2
|
5
|
Модуль «Экологическая» (8+4=12
часа)
|
||||
1
|
Лес как объект природы и
хозяйственной деятельности
|
2
|
0
|
2
|
2
|
Лесные
питомники и охрана лесов от лесонарушений.
|
2
|
1
|
3
|
3
|
Заготовка
семян, сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек.
Хранение семян.
|
2
|
2
|
4
|
4
|
Правила поведения в лесу
|
2
|
1
|
3
|
Модуль «Лесовосстановление» (2+10=12
часа)
|
||||
1
|
Мерные вилки. Правила измерения
толщины растущего дерева. Измерение высоты растущего дерева приборами и
инструментами. Измерение длины и толщины ствола срубленного дерева.
|
1
|
2
|
3
|
2
|
Искусственное возобновление леса.
|
1
|
8
|
1
|
1.4. Содержание программы (1 год обучения)
Модуль «Лес и человек»
Теории: Вводная лекция. Леса Российской Федерации и Чувашской Республики. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лесная таксация. Что это? Цели проведения таксации. Типы таксации. Основные свойства леса. Географическое размещение лесов на нашем школьном лесничестве. Характеристика лесных ресурсов Канашского лесничества. Практика: Подготовка и участие в празднике «День работников леса» с приглашением в школу специалистов Канашского лесничества.
Практическая работа: «Выделение типов леса и типов лесорастительных условий в заданных участках на территории школьного лесничества», «Определение древесных пород по зимним побегам, листьям, хвое и коре с помощью определителей».
Модуль «Флора и Фауна»
Теории: Особенности распределения лесной растительности на земном шаре. Древостои семенного и порослевого происхождения. Светолюбивые и теневыносливые виды древесных растений. Основные биотические компоненты леса. Роль фауны в лесной экосистеме. Экологическая оценка пастьбы скота и плотности дикой фауны.Практика: Практическая работа: «Определять основные части дерева и таксационные показатели древесного ствола», «Составление дендрологического плана», «Определение древесных пород по облиственным побегам», «Определение видов птиц по внешним признакам и с помощью определителя», «Определение видов животных, обитающих в лесу по отпечаткам следов на снегу».
Самостоятельная работа: составление гербария древесно-кустарниковых пород. Изготовление искусственных гнезд, кормушек для птиц.
Просмотр видеофильма «Причины снижения биоразнообразия»
Модуль «Охрана лесов»
Теории: ООПТ Чувашской Республики. Пирогенный фактор, огнестойкость древесных пород, пожароустойчивость лесных насаждений, адаптации древесных пород к лесным пожарам, влияние пожаров на поведение и эволюцию диких животных, роль пожара в лесной экосистеме. Основные представители насекомых вредителей леса. Практика: Практическая работа: «Столовая для пернатых друзей», «Дереворазрушающие грибы и методы борьбы с ними», «Насекомые вредители»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Модуль «Ландшафтный дизайн»
Теории: Введение. Общее понятие о ландшафте. Основные элементы садово-паркового дизайна. Понятие о стиле в ландшафтном дизайне. Особенности композиции различных стилей. Влияние природных условий на рост и развитие растений. Классификация декоративных насаждений.Практика: Практическая работа: «Тематическая экскурсия по ознакомлению с основными видами озеленения территория школьного лесничества», «Работа в парах по анализу основных элементов садово-паркового дизайна и подбору растений для них», «Ландшафтный дизайн в лесу: как обустроить и сохранить лес»
Модуль «Экологическая»
Теории: Канашское лесничество- экологическое значение в настоящее время и в будущем. Экологические проблемы нашего региона и России: загрязнение природной среды мусором, отходами, производственными выбросами, лесными пожарами, загрязнением водоемами и др. Классификация экологических факторов, их влияние на организм, основные среды жизни.Практика: Практическая работа: «Разработка блок-схем о влиянии экологических факторов на лесные экосистемы», «Оценка экологического состояния лесных объектов», «Выпуск листовок и газеты о проблемах леса»
Модуль «Лесовосстановление»
Теории: Возобновление и формирование леса. Информацией о способах искусственного и естественного возобновления леса. Влияние растений, паразитических цветковых растений, энтомофауны, копытных и орнитофауны на санитарное состояние леса. Влияние состава леса на фауну.Практика: Практическая работа: «Изучение семенного и вегетативного возобновления леса», «Техника и технология посева семян, способы проведения уходов», «Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом», «Расчет площади посевного отделения», «Расчет расхода семян», «Расчет площади школьного отделения питомника», «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике».
1.5.Планируемые результаты:
Предполагаемые результаты 1 года обучения личностные:
• развитие коммуникативных способностей;
• осуществление контроля и самоконтроля за выполнением практических заданий;
• развитие чувства ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат;
• развитие самостоятельности, инициативности.
метапредметные:
• использование теоретических знаний в практической деятельности;
• умение осуществлять уход за животными живого уголка;
• умение вести наблюдения за лесными животными, растениями и фиксировать результаты;
• умение самостоятельно организовать рабочее место;
• умение работать с различными источниками;
• умение осуществлять практическую деятельность в викторине «Что мы знаем о лесе?».
предметные:
• знать лесных животных и растений, правила поведения в лесу, правила сбора ягод и грибов идр.;
• иметь представление о профессиях, необходимых в лесоведении;
• иметь представление о таксации леса;
• понимать роль лесных животных и растений в жизни человека и в природе;
• знать правила техники безопасности при посадке деревьев, развешивание скворечников и кормушек.
Предполагаемые результаты 2 года обучения
личностные: − развитие коммуникативных способностей и умения работы в коллективе;
− развитие чувства ответственности за деятельность и результат работы коллектива;
− формирование основ экологической культуры, гуманного отношения к окружающей природе;
− предпрофессиональное ориентирование;
− развитие самостоятельности, инициативности.
метапредметные:
− использование теоретических знаний в практической деятельности;
− умение вести наблюдение и использовать результаты наблюдений в исследовательской и проектной работе;
− умение самостоятельно ставить цели, планировать достижение результата, осуществлять контроль и самоконтроль деятельности, представлять результаты деятельности;
− умение работать с различными источниками информации и применять самостоятельно полученные знания на практике.
предметные:
− знать профессий, необходимые для изучения и работы в лесничестве;
− знать особенности географического размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира и России. Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экологическое значение в настоящее время и в будущем;
− понимать роль леса в жизни человека и в природе.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
1 год обучения (Модуль «Лес и
Человек», «Флора и Фауна», «Охрана лесов»)
№
|
Месяц
|
Форма
занятий
|
Количество
часов
|
Тема
|
Место
проведения
|
Форма
контроля
|
1
|
Сентябрь
|
Лекция
инструктаж
|
1
|
Вводное
занятие. Техника безопасности
|
211
кабинет
|
Беседа
|
2
|
Сентябрь
|
Лекция
|
1
|
Леса
Российской Федерации и Чувашской Республики.
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
3
|
Сентябрь
|
Лекция
|
1
|
Понятие
о лесе и лесных насаждениях.
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
4
|
Сентябрь
|
Праздничный
концерт
|
1
|
Подготовка
и участие в празднике «День работников леса» с приглашением в школу
специалистов Канашского лесничества.
|
Актовый
зал
|
|
5
|
Октябрь-
|
Лекция
|
2
|
Лесная
таксация. Что это? Цели проведения таксации. Типы таксации.
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
7
|
Октябрь
|
Практическая
работа
|
2
|
Выделение типов леса и типов
лесорастительных условий в заданных участках на территории школьного
лесничества
|
Территория
школьного лесничества(кв.98, 99,101)
|
Рассказ
и беседа
|
8
|
Ноябрь
|
Лекция
|
2
|
Типы
таксации. Основные свойства леса. Географическое размещение лесов на
нашем школьном лесничестве.
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
9
|
Ноябрь
|
Лекция
|
2
|
Характеристика
лесных ресурсов Канашского лесничества.
|
211
кабинет
|
Рассказ,
Беседа
|
10
|
Декабрь
|
Практическая
работа
|
1
|
Определение
древесных пород по зимним побегам, листьям, хвое и коре с помощью
определителей
|
211
кабинет
|
Итоговое
занятие
|
11
|
Декабрь
|
Лекция
|
1
|
Особенности
распределения лесной растительности на земном шаре. Древостои семенного и
порослевого происхождения.
|
211
кабинет
|
Рассказ,
Беседа
|
12
|
Декабрь
|
Лекция
|
1
|
Светолюбивые
и теневыносливые виды древесных растений. Основные биотические компоненты
леса
|
211
кабинет
|
Рассказ,
Беседа
|
13
|
Декбрь
|
Лекция
|
1
|
Роль
фауны в лесной экосистеме. Экологическая оценка пастьбы скота и
плотности дикой фауны.
|
211
кабинет
|
Рассказ,
Беседа
|
14
|
Январь
|
Практическая
работа
|
1
|
Определять основные
части дерева и таксационные показатели древесного ствола.
|
Территория
школьного лесничества
|
Работа
в группах
|
15
|
Январь
|
Практическая
работа
|
1
|
Составление
дендрологического плана.
|
211
кабинет
|
Беседа
и рассказ
|
16
|
Январь
|
Практическая
работа
|
1
|
Определение
древесных пород по облиственным побегам.
|
Территория
школьного лесничества
|
Беседа
и рассказ
|
17
|
Январь
|
Практическая
работа
|
1
|
Определение видов птиц по внешним признакам
и с помощью определителя.
|
Территория
школьного лесничества
|
Работа
в группах
|
18
|
Февраль
|
Практическая
работа
|
1
|
Определение
видов животных, обитающих в лесу по отпечаткам следов на снегу.
|
Территория
школьного лесничества
|
Проектная
работа
|
19
|
Февраль
|
Практическая
работа
|
1
|
Составление
гербария древесно-кустарниковых пород.
|
Территория
школьного лесничества
|
Самостоятельная
работа
|
20
|
Февраль
|
Практическая
работа
|
1
|
Изготовление
искусственных гнезд, кормушек для птиц.
|
Кабинет
технологии
|
Самостоятельная
работа
|
21
|
Март
|
Практическая
работа
|
1
|
Причины снижения биоразнообразия.
|
Актовый
зал
|
Просмотр
видеофильма
|
22
|
Март
|
Лекция
|
2
|
ООПТ
Чувашской Республики.
|
Школьная
библиотека
|
Беседа
и рассказ
|
23
|
Март-
Апрель
|
Практическая
работа
|
2
|
Столовая для пернатых друзей
|
Территория
школьного лесничества
|
Беседа
и рассказ
|
24
|
Апрель
|
Лекция
|
2
|
Пирогенный
фактор, огнестойкость древесных пород, пожароустойчивость лесных насаждений,
адаптации древесных пород к лесным пожарам, влияние пожаров на поведение и
эволюцию диких животных, роль пожара в лесной экосистеме.
|
211
кабинет
|
Беседа
и рассказ
|
25
|
Апрель-
Май
|
Лекция
|
2
|
Основные
представители насекомых вредителей леса.
|
211
кабинет
|
Исследовательская
работа
|
26
|
Май
|
Практическая
работа
|
2
|
«Дереворазрушающие
грибы и методы борьбы с ними»,
|
Территория
школьного лесничества
|
Исследовательская
работа
|
27
|
Май
|
Практическая
работа
|
2
|
«Роль
насекомые вредители»
|
Территория
школьного лесничества
|
Исследовательская
работа
|
Итого
|
36
часов
|
2
год обучения (Модуль «Ландшафтный дизайн», «Экологическая»,
Лесовосстановление»)
№
|
Месяц
|
Форма
занятий
|
Количество
часов
|
Тема
|
Место
проведения
|
Форма
контроля
|
1
|
Сентябрь
|
Лекция
инструктаж
|
1
|
Вводное
занятие. Техника безопасности. Общее понятие о ландшафте.
|
211
кабинет
|
Беседа
|
2
|
Сентябрь
|
Лекция
|
1
|
Основные
элементы садово-паркового дизайна.
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
3
|
Сентябрь
|
Лекция
|
2
|
Понятие
о стиле в ландшафтном дизайне.
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
4
|
Октябрь
|
Практическая
работа
|
1
|
Тематическая
экскурсия по ознакомлению с основными видами озеленения территория школьного
лесничества
|
Территория
школьного лесничества(кв.98, 99,101)
|
Рассказ
и беседа
|
5
|
Октябрь
|
Лекция
|
2
|
Особенности
композиции различных стилей.
Классификация декоративных насаждений
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
7
|
Октябрь
|
Практическая
работа
|
1
|
Работа в парах по анализу основных элементов
садово-паркового дизайна и подбору растений для них
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
8
|
Ноябрь
|
Лекция
|
2
|
Влияние
природных условий на рост и развитие растений.
|
211
кабинет
|
Рассказ
и беседа
|
9
|
Ноябрь
|
Практическая
работа
|
2
|
Ландшафтный
дизайн в лесу: как обустроить и сохранить лес
|
211
кабинет
|
Итоговое
занятие
|
10
|
Декабрь
|
Лекция
|
2
|
Канашское
лесничество- экологическое значение в настоящее время и в будущем.
|
211
кабинет
|
Исследовательская
работа
|
11
|
Декабрь-Январь
|
Лекция
|
3
|
Экологические
проблемы нашего региона и России: загрязнение природной среды мусором,
отходами, производственными выбросами, лесными пожарами, загрязнением
водоемами и др.
|
211
кабинет
|
Исследовательская
работа
|
12
|
Январь
|
Лекция
|
3
|
Классификация
экологических факторов, их влияние на организм, основные среды жизни.
|
211
кабинет
|
Рассказ,
Беседа
|
13
|
Февраль
|
Практическая
работа
|
1
|
Разработка
блок-схем о влиянии экологических факторов на лесные экосистемы
|
211
кабинет
|
Рассказ,
Беседа
|
14
|
Февраль
|
Практическая
работа
|
3
|
Оценка
экологического состояния лесных объектов, выпуск листовок и газеты о
проблемах леса
|
Территория
школьного лесничеств, 211 кабинет
|
Беседа
и рассказ
|
15
|
Март
|
Лекция
|
1
|
Возобновление
и формирование леса. Информацией о
способах искусственного и естественного возобновления леса.
|
211
кабинет
|
Беседа
и рассказ
|
16
|
Март
|
Лекция
|
1
|
Влияние
растений, паразитических цветковых растений, энтомофауны, копытных и
орнитофауны на санитарное состояние леса. Влияние состава леса на фауну.
|
Территория
школьного лесничества
|
Беседа
и рассказ
|
17
|
Март
|
Практическая
работа
|
1
|
Изучение семенного и вегетативного
возобновления леса
|
Территория
школьного лесничества
|
|
18
|
Март
|
Практическая
работа
|
1
|
Техника
и технология посева семян, способы проведения уходов
|
Территория
школьного лесничества
|
Проектная
работа
|
19
|
Апрель
|
Практическая
работа
|
1
|
Правила
посадки растений, работа с посадочным инструментом
|
Территория
школьного лесничества
|
Самостоятельная
работа
|
20
|
Апрель
|
Практическая
работа
|
1
|
Расчет
площади посевного отделения
|
211
кабинет
|
Презентация
|
21
|
Апрель
|
Практическая
работа
|
1
|
Расчет
расхода семян
|
211
кабинет
|
презентация
|
22
|
Апрель
|
Практическая
работа
|
1
|
Расчет площади школьного отделения питомника
|
Территория
школьного лесничества- питомник
|
Беседа
и рассказ
|
23
|
Май
|
Практическая
работа
|
4
|
«Выращивание
посадочного материала лесных культур в питомнике».
|
Питомник
|
Беседа
и рассказ, работа в парах
|
Итого
|
36 часов
|
2.2.
Условия реализации программы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: плакаты, картины,
фотографии, специальная литература, видеозаписи, компьютерные программные
средства и др.
2.
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ: Приборы для измерения высоты и ширину, лопаты, ведра, приборы
для исследовательских работ, костюмы для слета и для выступления, компьютер,
магнитофон, проектор, кабинет.
3.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ: педагог дополнительного образования, лесничий Емельянов Юрий
Петрович.
2.3.
Формы аттестации
Форма промежуточной аттестации - Защита
исследовательских работ
2.4.
Оценочные материалы
Степень
выраженности каждого показателя в баллах: оптимальный - 3 балла; средний - 2
балла; достаточный - 1 балл.
Степень выраженности оцениваемого
качества
|
|
личностные
|
Оптимальный уровень – 3 балла
Умеет планировать свою
деятельность в работе «Лесные робинзоны». Самостоятельно организует рабочее
место. Может осуществлять контроль и самоконтроль за выполнением практических
заданий и оказывать помощь другим участникам образовательного процесса. Активно
участвует в жизни детского объединения. Проявляет интерес к изучению леса.
|
Средний уровень – 2 балла
Требуется небольшая помощь
педагога в планировании своей деятельности в работе «Лесные робинзоны».
Самостоятельно организует рабочее место. Может осуществлять контроль за
выполнением практических заданий и оказывать посильную помощь другим
участникам образовательного процесса. Активно участвует в жизни детского
объединения.
|
|
Достаточный уровень – 1 балл
Планирует и осуществляет свою
самостоятельную деятельность в работе «Лесные робинзоны» с помощью педагога.
Необходима помощь в организации рабочего места. Не проявляет инициативу в
работе детского объединения.
|
|
Метапредметные
|
Оптимальный уровень- 3 балла
Умеет находить необходимый
материал о лесных животных и растений, и использовать их в подготовке
презентаций, докладов. Умеет анализировать, систематизировать, обобщать
полученные знания и использовать их в практической деятельности.
Самостоятельно осуществляет измерение высоту и ширину деревьев, правильно
ориентируется в лесу. Правильно оформляет буклеты, коллекции, гербарии и
презентация. Умеет вести наблюдения за лесными животными и растениями,
использовать результаты наблюдений в исследовательской работе. Самостоятельно
выполняет практические задания по темам.
|
средний уровень- 2 балла
Требуется небольшая помощь
педагога находить необходимый материал о лесных животных и растений, и
использовать их в подготовке презентаций, докладов. Умеет вести наблюдения за
лесными животными и растениями, требует помощи для заполнения результатов
наблюдений в исследовательской работе. Нет самостоятельности.
|
|
Достаточный уровень- 1 балла
Умеет находить материал без
помощи педагога, но требует помощи при заполнения материала. Иметь представление о способе посадки
саженцев, изготовление кормушек и скворечников;
Не может самостоятельно выполнят
практические задания по темам.
|
|
Предметные
|
Оптимальный уровень – 3 балла
Знает профессий, необходимые для
изучения и работы в лесничестве;
знает особенности географического
размещение лесов на земном шаре. Владеет характеристикой лесных ресурсов мира и России, основными
показателями, характеризующие лесной фонд. Его экологическое значение в
настоящее время и в будущем;
Понимает роль леса в жизни человека и в
природе.
|
Средний уровень – 2 балла
Знает профессий, необходимые для
изучения и работы в лесничестве;
знает особенности географическое
размещение лесов на земном шаре. Допускает незначительные ошибки в
характеристике лесных ресурсов мира и
России, основных показателях, характеризующих лесной фонд. Его экологическое значение
в настоящее время и в будущем; Понимает роль леса в жизни человека и в
природе.
|
|
Достаточный уровень - 1 балл
Знать обитателей леса, видов
растений. Знает особенности географическое размещение лесов на земном
шаре. Имеет недостаточные знания в
характеристике лесных ресурсов мира и
России, основные показатели, характеризующие лесной фонд. Путает его
экологическое значение в настоящее время и в будущем;
Допускает существенные ошибки в роли леса в
жизни человека и в природе.
|
Для
выявления итоговой оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающую) программы необходимо суммировать баллы, если количество
набранных баллов составляет: 8 - 9 баллов - оптимальный уровень; 5 - 7 баллов -
средний уровень; 3 - 4 балла – достаточный уровень.
2.5.
Методические материалы
Реализация
данной дополнительной образовательной программы заключается в со-здании особой
развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способно-стей
учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и
рас-крытию лучших человеческих качеств, поэтому целесообразно применение
следующих форм, приёмов, форм и методов:
Методы,
в основе которых лежит способ организации занятия:
1.
словесный (устное изложение,
анализ текста),
2.
наглядный (гербария, рисунки, коллекция,
модели); практический (проектные работы).
Методы,
в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1.
Объяснительно-иллюстративный -
дети воспринимают и усваивают готовую информа-цию;
2.
Репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Методы,
в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
1.
Фронтальный - одновременная
работа со всеми учащимися, т.е. выполнения практических работ;
2. Подгрупповые
- выполнение заданий малыми группами, последующая презентация ре-зультатов
выполнения заданий и их обобщение;
3.
Индивидуальный - индивидуальное
выполнение заданий, исследовательские работы.
ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: для достижения
воспитательной цели применяются: встречи с ветеранами труда – лесником,
инженером леса, праздники, чаепитие, общественные и социально-полезные
мероприятия;
создание доброжелательной и комфортной
атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
создание «ситуации успеха» для
каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным спосо-бом;
использование различных форм
массовой воспитательной работы, в которых каждый учащийся мог бы приобрести
ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях;
создание вэкологическом
объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на
содержание его деятельности.
2.6. Список литературы
2. Ландшафтный дизайн от А до Я [справочник]/под ред. Рычкова Ю.В. - М.: ОлмаПресс, 2007. – 317 с.
3. Громадин А.В. Дендрология – М.: Издательский центр «Академия», 2013
4. Лес и лесное хозяйство: учебное пособие-практикум для учителей общеобразовательных школ / под общ.ред. А.П.Петрова. –М.:Всемирный банк, 2016.-224 с.
5.Ливенцев, В.П. Основы лесоводства: М., Просвещение, 1986.г.
6.Борейко, В.Е., Грищенко, B.H. Спутник юного защитника природы: - Новосибирск: Изд-во МСоЭС, 2001. - 124 с.
7.Аксенова, Н.А. и др. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах/ Н.А. Аксенова, Г.А. Ремизов, А.Т. Ромашова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 95 с.
8.Воронцов, А. И. Практикум по лесной энтомологии: М. Агропромиздат.1988 г.
Комментариев нет :
Отправить комментарий